Основы психологии.
Долго ли сохраняются в памяти актеров тексты ролей?
Каждый исполнитель получил магнитофон и инструкцию — формулировать и записывать мысли, возникающие при работе над этой сценой. Актерские записи были разделены на двенадцать категорий. Более 40% записей относились к категории «взаимодействия» (формулировки, касающиеся ментальных или эмоциональных контактов персонажей, в которых один персонаж воздействует на другого, пытается воздейство-вать на него или испытывает его воздействие; Noice & Noice, 1996).
Во вторую и в третью наиболее «обильные» категории (каждая включала 9% формулировок) вошли метафомулировки (формулировки общего характера относительно заучивания текстов) и памятки (причины, по которым какие-то реплики запоминаются легче или труднее).
Долго ли сохраняются в памяти актеров тексты ролей? Чтобы ответить на этот вопрос, группа исследователей провела исследование, в котором актеры попытались вспомнить свои роли из пьесы Сартра «Нет выхода» спустя пять месяцев после того, как спектакль был снят с репертуара (Schmidt, Boshuizen & van Breukelen, 2002).
Несколько картин были представлены обычным образом: актеры двигались по сцене и смотрели друг на друга, но во время исполнения большей части пьесы актеры сидели за столом, повернувшись друг к другу спинами.
Большую часть текста (53%) они воспроизвели дословно, 28% текста были воспроизведены в форме парафразов, передающих смысл авторского текста, и 3% составили актерские умозаключения, основанные на тексте.
Следовательно, они в той или иной форме сохранили в памяти около 85% текста. Тот факт, что большинство искажений авторского текста тем не менее сохранили его смысл, неопровержимо доказывает, что актеры запоминают текст, глубоко проникая в замысел драматурга.
Шмидт и др. (Schmidt et al., 2002) нашли, что на сцене актеры вспоминают 87% своего текста (дословно + парафразы + умозаключения), а сидя за столом и не глядя друг на друга — 81%.
О чем это говорит? Это говорит о том, что актеры используют контекстуальную информацию (жесты, позы, выражения лиц), поступающую от других исполнителей, в качестве признаков, которые облегчают им воспроизведение их реплик.
Однако тот факт, что положительный эффект от доступа к контекстуальной информации оказался незначительным, позволяет предположить, что признаки, содержащиеся в самом тексте, обычно достаточно сильны для того, чтобы актеры помнили свои роли.