Основы психологии.
Эффективность подхода SQJR
Многие учащиеся, готовясь к экзамену, убеждены в том, что вполне достаточно просмотреть книгу и убедиться в том, что изложенный в ней материал кажется им знакомым. Иными словами, они считают, что с опознающей памятью у них все в порядке.
Однако существует огромная разница между распознаванием материала как знакомого и возможностью воспроизвести его в нервной обстановке экзамена. Чтобы успешно сдать письменный экзамен, вы должны вспомнить нужную вам информацию.
Многие поколения учащихся на собственном горьком опыте убедились в том, что хорошее распознавание материала, релевантного экзамену, вовсе не гарантирует, что он так же хорошо вспомнится. Этот вывод согласуется с феноменом, известным как эффект тестирования (блок 16.3). Получены убедительные доказательства того, что в условиях классной комнаты или аудитории эффект тестирования проявляется весьма заметно.
Бангерт- Драунс, Кулик и Кулик (Bangert-Drowns, Kulik & Kulik, 1991), выполнив обзор 35 исследований, проведенных в классе, нашли, что в 83% исследований описан значительный эффект тестирования, величина которого с увеличением количества тестов демонстрирует тенденцию к росту. Как можно объяснить эффект тестирования? Бьерк и Бьерк (Bjork & Bjork, 1992) попытались ответить на этот вопрос, исходя из различий между доступностью и присутствием.
Присутствие указывает на присутствие или на отсутствие следа в памяти, а доступность характеризует легкость, с которой можно в данный момент времени вспомнить то, что хранится в памяти. Воспроизведение облегчается, когда след в памяти доступен, но легкий доступ не увеличивает продолжительность сохранения следа в памяти. Напротив, при ограниченном доступе воспроизведение затруднено, но при этом след лучше сохраняется, что обеспечивает долговременную память.
Из сказанного следует полезный вывод: усилия, которые прикладываются для того, чтобы вспомнить информацию во время тестирования, вполне оправданны, ибо эта информация лучше сохраняется в долгосрочной памяти. Стоит отметить, что представление о важности тестирования для запоминания информации — вовсе не открытие современных психологов и специалистов в области образования.
Вот что писал по этому поводу Фрэнсис Бэкон, английский философ, живший в XVII веке: «Если вы прочитаете какой-то текст двадцать раз, вы не выучите его наизусть так легко, как если прочитаете его десять раз, пытаясь время от времени повторить прочитанное и обращаясь к нему тогда, когда память вас подводит» (Bacon, 1620/2000).