Основы психологии.
Индивидуальные различия
Так, спустя пять месяцев после стрельбы со смертельным исходом была протестирована память свидетелей этого трагического события (Yuille & Cutshall, 1986). Несмотря на то что им задавали вводившие в заблуждение вопросы, их ответы свидетельствовали о том, что все они сохранили точные воспоминания о том, что видели. Однако это исследование имеет и недостатки.
Во-первых, в нем приняли участие всего 13 человек, а во-вторых, им был предъявлен сравнительно небольшой объем информации, вводящей в заблуждение. Индивидуальные различия Как вы думаете, нужно ли принимать во внимание возраст свидетеля, решая вопрос о том, надежны ли его (ее) показания? Если вы уже прочитали гл. 12, вы, конечно, ответите: «Да!» В этой главе рассмотрены доказательства того, что свидетельские показания детей младшего возраста менее надежны, чем показания детей старшего возраста.
Есть еще одна причина, по которой ответ на этот вопрос должен быть утвердительным: как станет ясно из дальнейшего изложения, показания пожилых свидетелей менее точны, чем показания молодых свидетелей. Память свидетеля может быть искажена под влиянием информации, полученной после события и вводящей в заблуждение. Однако такую важную информацию, как информация об оружии, использованном при совершении преступления, исказить труднее, чем второстепенную информацию.
Бруэр, Вебер и Семмлер выполнили обзор исследований, в которых изучалось поведение в качестве свидетелей людей в возрасте от 60 до 80 лет (Brewer, Weber & Semmler, 2005). Оказалось, что пожилые люди чаще, чем молодые, во время процедуры опознания указывают на кого-то даже тогда, когда подозреваемый в ней не участвует. Кроме того, на пожилых людей сильнее влияют вводящие в заблуждение предположения. В одном исследовании (Mueller-John- son & Ceci, 2004) пожилые и молодые испытуемые (средний возраст 76 и 20 лет) подвергались воздействию методов релаксации — они получали массаж и ароматерапию.
Спустя несколько недель им была сообщена неверная информация (им сказали, что массировались те части тела, которые на самом деле не трогали). Эта информация значительно сильнее исказила воспоминания пожилых испытуемых, чем воспоминания молодых. Додсон и Крюгер (Dodson & Krueger, 2006) показали видеофильм молодым и пожилым испытуемым, которые затем должны были ответить на вопросы, касавшиеся событий, не отраженных в этом фильме.
Пожилые люди чаще, чем молодые, «поддавались на провокацию» и вспоминали то, к чему их подталкивали эти вопросы. Не может не волновать то, что пожилые испытуемые были абсолютно уверены в своей правоте. В отличие от них молодые люди, как правило, были весьма не уверены в точности своих ложных воспоминаний.