Основы психологии.
Факт существования слепоты перемены
Участникам эксперимента показывали несколько роликов, изображавших двоих мужчин, бе-седующих в ресторане. В одном ролике на столике стояли красные тарелки, в другом — белые, в третьем — исчез шарф, который был на одном из собеседников. В четвертом ролике мужчина, сидевший в своем офисе, встает и идет в коридор, чтобы ответить на телефонный звонок. Когда на экране вместо офиса появляется коридор, вместо первого мужчины появляется совсем другой персонаж, одетый по-другому.
Эти ролики раньше использовались исследователями, которые нашли, что никто из их испытуемых не обратил внимания ни на одно из изменений. Левин и др. (Levin et al., 2002) спрашивали своих испытуемых, как им кажется, заметили бы они эти изменения, если бы не были предупреждены о них. Они получили следующие результаты: 78% сказали, что заметили бы исчезновение шарфа, 59 — подмену мужчины и 46% — изменение цвета тарелок. Эти цифры можно сравнить с 0% для всех трех изменений, полученным в исследованиях.
Для описания нашей неуместной уверенности в способности замечать визуальные перемены авторы предложили термин слепота слепоты перемены. Как правило, мы считаем, что обрабатываем информацию обо всей визуальной сцене, которая находится перед нами, достаточно тщательно и поэтому можем заметить перемены в любом объекте. На самом же деле мы гораздо лучше замечаем изменения в тех объектах, которые имели возможность видеть раньше, чем в тех, которых мы не видели (Hollingworth & Henderson, 2002).
Следовательно, мы недооцениваем важность фиксирования объ-ектов, если нам нужно их запомнить и заметить произошедшие с ними перемены. Факт существования слепоты перемены — хорошая новость для тех, кто создает кинофильмы. Он означает, что мы редко замечаем визуальные изменения, когда одна и та же сцена снималась несколько раз и в конечной версии фильма представляет собой комбинацию фрагментов разных дублей. Приведу два примера. В фильме «Бриолин», пока Джон Траволта исполняет свою песню, цвет его носков несколько раз меняется с черного на белый и обратно.
В фильме «Бриллианты навсегда» Джеймс Бонд проезжает по узкому проходу между домами на двух колесах. Он въезжает в проход, балансируя на правых колесах, а выезжает — балансируя чудесным образом на левых колесах. Кто-то может возразить и сказать, что человек, оказавшийся свидетелем такого неординарного и драматичного события, как преступление, будет гораздо внимательнее участников описанных выше исследований или зрителей, сидящих в зале кинотеатра. Однако так бывает далеко не всегда.
Против свидетеля действуют несколько факторов, затуманивающих и искажающих его (или ее) память. Некоторые факторы очевидны. Как правило, свидетель не ожидает ничего подобного и поглощен собственными мыслями и планами. То, что свидетель видит, иногда длится буквально считанные секунды (например, похищение сотового телефона), а преступники обычно стремятся к тому, чтобы остаться неузнанными (в этом им помогают темные очки, парики и т. д.). Как станет ясно из дальнейшего изложения, есть и другие, не столь очевидные, факторы, делающие память свидетелей менее точной.