Основы психологии.
Рабочая память и болезнь Альцгеймера
Группа авторов тестировала больных Б А с помощью задания на координацию глаз — рука, в котором они должны были удерживать карандаш в контакте с движущейся мишенью (Heindel, Salmon, Shu- its, Walicke & Butters, 1989). Поначалу больные плохо справлялись с этим заданием, но в процессе тренировки их результаты улучшались с такой же скоростью, что и результаты пожилых членов контрольной группы.
Точно так же Москович обнаружил лишь незначительное уменьшение скорости, с которой больные БА учились читать зеркальные отражения слов (Moscovitch, 1982). Был выявлен нормальный прайминг в лексических заданиях, в которых нужно было быстро решить, является ли сочетание букв словом, имеющим смысл, или нет (Fleischman, Vaidya, Lange & Gabrieli, 1997).
Если слова предъявлялись им ранее, обе группы давали ответы быстрее и их результаты были сопоставимы. Однако при выполнении задания на дополнение основы слова авторы нашли, что в отличие от классического амнестического синдрома имплицитная память находилась на вполне удовлетворительном уровне: пациентам предъявляли слово (stamp) и потом просили «придумать» слово, начинающееся со st.
Другая группа исследователей обнаружила эквивалентный уровень праймин- га при дополнении основы слова, когда требовалась неглубокая обработка информации, однако при более глубокой обработке больные БА справились с заданием хуже. В общем, пациенты с БА демонстрируют сохранный прайминг при выполнении относительно автоматических заданий, но при выполнении более сложных заданий, например когда для облегчения воспроизведения предъявляются ассоциативно связанные стимульные слова, они демонстрируют сниженный прайминг (Salmon, Shimamura, Butters & Smith, 1988; Salmon & Heindel, 1992).
Рабочая память и болезнь Альцгеймера
В общем, дефицит рабочей памяти менее заметен, чем дефицит эпизодической памяти, и отражается он как на объеме цифровой памяти, так и на результатах тестирования зрительно-пространственной памяти с помощью блокового теста Корзи (Spinnler et al., 1988).
Пациенты могут удерживать в памяти небольшой объем информации в течение непродолжительного времени, если оно ничем не заполнено, но, если оно заполнено артикуляторным подавлением, пациенты с БА быстро забывают материал, в то время как здоровые пожилые испытуемые демонстрируют забывание только тогда, когда в «свободное» время выполняют задание, требующее интеллекта, например занимаются обратным счетом (Morris, 1986; Morris & Baddeley, 1988). Это позволяет предположить, что поддержание с помощью простой артикуляции остается, а более сложные формы повторения утрачиваются.