Основы психологии.
Тренировка памяти для пожилых людей
Этой теме посвящены ряд исследований, самое значительное из которых — исследование Болла и соавторов (Ball, Berch, Helmers, Jobe, Leveck, Marsiske et al., 2002), поделивших 2832 пожилых участника на четыре группы, каждая из которых тренировалась по пяти- или шестинедельной программе.
Тренировки одной группы включали овладение стратегиями и интенсивную практику заучивания слов и перечней необходимых покупок. Вторая группа тренировалась в выполнении словесных логических заданий. Третья группа тренировалась в скорости выполнения зрительного поиска и одновременного выполнения двух заданий. И наконец, четвертой группе была отведена роль контрольной и она не получала никакого эксплицитного тренинга. По окончании тренировок все группы были протестированы по каждому из трех типов тренингов и была предпринята попытка оценить его влияние на действия в повседневной жизни.
Каждая из трех групп продемонстрировала усовершенствование навыков, на которые был направлен тренинг, хотя тестирование проводилось в разных форматах. Однако нетренированные навыки не претерпели никаких изменений, что свидетельствует об эффективности только специального тренинга. К сожалению, не было получено никаких надежных свидетельств в пользу того, что усвоенные навыки были перенесены в реальную жизнь, хотя авторы высказывают предположение, что тренинг может иметь защитный эффект, т. е. он способен затормозить дальнейшее ослабление памяти, связанное со старением. Результаты этого и других исследований свидетельствуют о том, что пожилых людей можно обучить полезным стратегиям памяти, которые они могут использовать и при усвоении нового материала. В принципе, эти стратегии могут быть полезны и в повседневной жизни для усвоения такой новой информации, как пин-коды, и для запоминания новых имен.
Однако в настоящее время нет на-дежных свидетельств в пользу общего воздействия на повседневные познавательные способности. Так как же обстоят дела с выражением: используй память, или ты ее потеряешь? Прежде всего ответ на этот вопрос дают исследования, выполненные на животных, в которых релевантные переменные контролируются более адекватно. Крысы, выращенные в более «интересных», стимулирующих клетках, с возрастом лучше сохраняют способность к научению, чем крысы, которые выросли в не менее комфортабельных, но в менее «интересных» условиях (Ggeenough, Black & Wallace, 1987).
Существует также корреляция, свидетельствующая о связи между активностью и сохранением объема памяти у людей (Ronnlund & Nelsson, 2008), хотя в данном случае трудно установить причинно-следственную связь. Способствует ли более активный образ жизни сохранению памяти или ухудшение памяти заставляет людей быть менее активными? В целом я сам сторонник использования памяти: даже если активное использование памяти и не спасет вас от когнитивного увядания, оно сделает вашу старость гораздо менее скучной.