Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Имплицитное научение и память

Выполнив обзор большого числа первоисточников, Лайт и соавторы (Light et al., 2000) пришли к выводу о том, что, взвесив все данные, можно отметить определенное, но неярко выраженное влияние возраста на выполнение заданий с праймингом, требующих, в частности, дополнения основы слова до целого, в которых испытуемым сначала предъявляется перечень слов, а затем проводят тестирование, во время которого они должны дополнить предложенные им несколько первых букв слова.

Авторы обзора сравнили результаты выполнения таких заданий с результатами выполнения заданий на идентификацию, которые требуют от испытуемых решить, является ли слово значимым или нет, или как можно быстрее идентифицировать фрагмент фотографии и на которые возраст либо вовсе не оказывает влияния, либо оказывает незначительное влияние. Действительно, существуют некоторые ситуации, в которых имплицитные эффекты памяти сильнее проявляются в пожилом возрасте.

Пример подобных ситуаций — это эффект ложной славы, когда испытуемым сначала дают перечень незнакомых имен, а затем — второй перечень и просят отметить в нем те имена, которые принадлежат знаменитым людям. Прежде незнакомые имена, которые только что были прочитаны, скорее всего, будут ошибочно приписаны знаменитостям, и этот эффект особенно ярко проявляется у пожилых людей (Dywan & Jacoby, 1990). Однако он, скорее всего, является следствием более слабого компонента воспроизведения, в результате чего пожилые люди больше полагаются на чувство узнавания, чем более сильного имплицитного компонента. Иными словами, он отражает ослабленную эпизодическую память, характерную особенность пожилого возраста, вследствие которой престарелых людей легче ввести в заблуждение ложной информацией (Cohen & Faulkner, 1989; Schacter, Koutsaal & Norman, 1997).

Непростое влияние оказывает возраст и на приобретение моторных навыков. Понятно, что выполнение движений с возрастом ухудшается, это происходит вследствие уменьшения как скорости восприятия, так и скорости самих движений (Welford, 1985). Это может привести к более медленному выполнению таких заданий на время, как слежение с преследованием, когда нужно поддерживать контакт пера с движущейся целью (Wright & Payne, 1985). Однако, в то время как реализация навыков действительно может ухудшиться, менее ясно, обязательно ли должна уменьшиться скорость научения, если соблюдаются приемлемые условия.

Так, скорость освоения последовательности моторных движений или нового сочетания стимул — реакция может не зависеть от возраста (Wishart & Lee, 1997). Точно так же при выполнении задания, включающего последовательные реакции на четыре отдельных стимула, когда испытуемый сам может выбирать скорость его выполнения, молодые и пожилые испытуемые демонстрируют сравнимую скорость научения (Howard & Howard, 1989), а Уиллингэм и Винтер (Willingham & Winter, 1995) нашли, что пожилые люди, которые никогда не пользовались компьютерной мышкой, осваивали движения мышки по монитору с той же скоростью, что и молодые люди.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум