Основы психологии.
Перспективная память
Хэй и Якоби (Hay & Jacoby, 1999), использовав описанный в гл. 8 метод разделения процессов в эксперименте с молодыми и пожилыми испытуемыми, обнаружили, что пожилые хуже справлялись с воспроизведением, но не с узнаванием. Выполнив обзор литературы на эту тему, Лайт и коллеги пришли к выводу о том, что есть веские доказательства в пользу того, что процесс извлечения из памяти с возрастом тормозится (Light, Prull, La Voie & Healy, 2000).
Если учесть, что извлечение из памяти зависит от воспроизведения ассоциации между объектом и контекстом (или опытом научения), этот вывод совпадает с описанной выше гипотезой ассоциативного дефицита (Naveh-Benjamin et al., 2003b). Однако вопрос о том, влияет ли старение на механизм узнавания, более противоречив. Выводы зависят от допущений, сделанных при обработке результатов оценки узнаваемости, в частности от того, считаются ли эти два механизма не зависимыми друг от друга. Итак, влияет ли возраст на способность к распознаванию? Ответ зависит от конкретной природы задания.
В той мере, в какой решение о распознавании зависит от извлечения из памяти первоначального опыта, ответ однозначный — да. Однако если для распознавания достаточно общего чувства узнаваемости, можно утверждать, что способность к распознаванию у пожилых людей сохранена относительно неплохо. Перспективная память Одна из наиболее неприятных и огорчительных особенностей ухудшения памяти проявляется тогда, когда мы сначала планируем или соглашаемся сделать что- либо, а потом совершенно забываем об этом.
Если речь идет о том, что по дороге с работы домой вы забыли купить хлеб, это еще полбеды, но бывают и гораздо более серьезные ситуации, например если вы забыли о важной встрече. Не приходится сомневаться в том, что, становясь старше, мы все чаще и чаще жалуемся на подобные повседневные «ляпы», но значит ли это, что на нас нельзя положиться? Как будет показано в гл. 15, самый легкий способ изучить этот вопрос заключается в создании такой искусственной лабораторной ситуации, которая описана в: Einstein & McDaniel, 1990, и заключается в том, что испытуемые, занятые выполнением непрерывного задания, должны отреагировать либо через какое-то определенное время, либо после предъявления какого-то конкретного стимула.
Первое исследование практически не выявило влияния возраста (Einstein & McDaniel, 1990), но впоследствии было показано негативное влияние возраста на выполнение заданий, связанных со временем, но не с событием, что авторы объяснили тем, что перспективная память, основанная на времени, требует больше самостоятельной обработки информации (Einstein, McDaniel, Richardson, Guynn & Cunfer, 1995a, 1995b). Однако результаты дальнейших исследований позволяют говорить о том, что с возрастом ухудшаются оба типа перспективной памяти.