Основы психологии.
Запоминание и знание
Как правило, эффект возраста заметнее всего проявляется в свободном воспроизведении, когда отсутствуют какие-либо внешние признаки. Он несколько меньше, когда предъявлены признаки воспроизведения, и менее всего при распознавании (Craik, Byrd & Swanson, 1987).
Однако, хотя часто память распознавания в пожилом возрасте относительно сохранна, во многих подобных исследованиях (как показано на примере описанных выше исследований Naveh-Benjamin et al., 2000) это может отражать тенденцию тестов воспроизведения к включению ассоциативного компонента либо эксплицитно, как в запоминании связанных пар, либо имплицитно, как в свободном воспроизведении, которое зависит от создания и воспроизведения ассоциированных групп.
Как показывают результаты теста «Двери и люди», чистые эффекты возраста можно обнаружить при использовании тщательно «подогнанных друг к другу» тестов на воспроизведение и распознавание. Однако тесты распознавания, как правило, менее «тре-бовательны», чем тесты воспроизведения, и демонстрируют меньше различий между молодыми и пожилыми испытуемыми.
Запоминание и знание Интересная особенность влияния возраста на память распознавания заключается в том, что пожилые люди значительно лучше распознают предъявлявшиеся прежде объекты, чем запоминают контекст, в котором они предъявлялись (Park & Puglisi, 1985; Chalfonte & Johnson, 1996).
Возможно, вы помните из гл. 8, что распознавание базируется на двух самостоятельных процессах: «воспроизведении», в котором испытуемый вспоминает эпизод научения и его контекст (например, он вспоминает, что слово собака напоминает о щенке, который был у него в детстве), и «знании», в котором правильная идентификации основана скорее на чувстве узнаваемости, чем на конкретном воспоминании.
Паркин и Уолтер (Parkin & Walter, 1992) предъявляли молодым испытуемым, испытуемым средних лет и пожилым испытуемым перечень из 36 слов, каждое из которых было напечатано на карточке с картинкой. Затем им предъявляли для распознавания 36 старых объектов и 36 новых объектов, и они должны были отнести все распознанные слова к одной из двух категорий — «помню» или «знаю».
Молодые и пожилые испытуемые правильно отнесли к категории «знаю» одинаковое количество слов. Что же касается количества слов, правильно отнесенных к категории «помню», то для молодых испытуемых оно было максимальным, а для пожилых — минимальным.