Основы психологии.
Гипотеза ассоциативного дефицита
Результаты каждого из этих исследований свидетельствовали об относительной сохранности способности распознать, какие объекты были предъявлены вместе, и о значительном дефиците способности связывать, или ассоциировать, пары слов, не связанных между собой. Тот факт, что этот дефицит не связан с дефицитом внимания, был продемонстрирован особенно ярко в исследовании с использованием пар «имя — лицо» (Naveh-Benjamin et al., 2004b).
Испытуемым предъявляли 40 пар «имя — лицо» по три секунды каждую и просили их запомнить. Были протестированы три группы — группа пожилых людей и две группы молодых людей, одна из которых одновременно выполняла другое задание, которое заключалось в том, что испытуемые должны были различать звуки разной тональности и реагировать как можно быстрее. Тестировались два аспекта возрастного дефицита памяти. Тестирование первого аспекта требовало распознавания имен и лиц - какие были предъявлены, а какие — новые.
Как следует из данных, представленных на рис. 13.4, на результаты этого задания на распознавание возраст не оказал практически никакого влияния, но на них оказало сильное влияние конкурирующее задание. Во втором тесте памяти нужно было решить, к какому лицу относится то или иное имя. Как следует из данных того же рисунка, возраст оказал заметное влияние на результаты этого теста, гораздо большее, чем влияние конкурирующего задания. Тот факт, что возраст не повлиял на результаты теста распознавания, но отчетливо проявился тогда, когда нужно было связать имя и лицо, позволяет говорить об ассоциативном дефиците, который невозможно объяснить в терминах внимания.
Поразительной особенностью исследований Навех-Бенджамин является наблюдение, что ассоциативный дефицит, продемонстрированный пожилыми людьми, значительно уменьшается, если связь между двумя объектами непроизволь-ная. Это позволяет предположить, что возможны ситуации, в которых влияние старения на эпизодическую память может быть минимальным. Это наблюдается в случае самостоятельно выполняемого задания.
Во время самостоятельно выполняемого задания испытуемый запоминает перечень объектов, каждый из которых экспериментатор сопровождает инструкцией, например «сломайте спичку» или «взмахните карандашом». Испытуемый либо пассивно выслушивает инструкции, либо выполняет их. Выполнение инструкций приводит к значительно более успешному последующему свободному воспроизведению, чем пассивное прослушивание, и значительно уменьшает разницу, связанную с возрастом (Backman & Nilsson, 1984; Englekamp, 1998).
Согласно современной трактовке, преимущество данной процедуры заключается в том, что она обеспечивает более высокий уровень кодирования, включающий аудиальные, визуальные, мануальные коды и — что, возможно, самое важное — коды, относящиеся к самому испытуемому, а множественное кодирование ослабляет «привязку» к каком-то одному признаку.