Основы психологии.
Старение и долговременная память
Была изучена игра шахматистов разного возраста, имеющих сопоставимый уровень подготовки (Charness, 1985). Автор нашел, что молодые игроки склонны просматривать большое количество вариантов, тогда как более пожилые шахматисты ограничиваются меньшим числом вариантов, но рассматривают их более глубоко. Этот результат может отражать нарастающие трудности, связанные с отслеживанием множества источников информации. Есть немало свидетельств, указывающих на то, что с возрастом становится труднее делить внимание между двумя источниками.
Не приходится сомневаться в том, что на одновременное выполнение двух заданий возраст оказывает большее влияние, чем на выполнение задания, состоящего из двух раздельных компонентов (см. обзор Riby et al., 2004). Однако результаты многих подобных исследований могут скорее отражать увеличение общей нагрузки, чем конкретный дефицит способности координировать одновременное выполнение двух заданий. Если пожилому человеку труднее справляться с каждым отдельным заданием, нет ничего удивительного в том, что ему еще труднее выполнять одновременно два задания. Чтобы продемонстрировать, что трудность заключается именно в одновременном выполнении двух заданий, необходимо убедиться в том, что молодые и пожилые испытуемые одинаково справляются с индивидуальными заданиями, и, если необходимо, предложить пожилым более легкие задания.
В ряде исследований, которые будут рассмотрены в разделе, посвященном болезни Альцгеймера, были объединены задания на объем цифровой памяти и на зрительно-пространственное слежение. При одинаковых результатах выполнения отдельных заданий не наблюдалось никакого снижения, связанного с возрастом, хотя и наблюдалось заметное влияние старческого слабоумия (Spinner et al., 1988; Baddeley et al., 2001a). Однако, подводя итоги, можно сказать, что, возможно, правильно было бы принять, что рабочая память с возрастом планомерно ухудшается. Это особенно заметно, когда речь идет о выполнении заданий, требующих либо быстрой обработки информации, либо эпизодической долговременной памяти, речь о которой пойдет ниже.
По мере того как мы стареем, нам все труднее сосредоточиться в стрессовой ситуации, и у более пожилого игрока в гольф скорее «не хватит дыхания» для последнего удара по мячу, который мог бы оказаться победным. Старение и долговременная память Эпизодическая память Не приходится сомневаться в том, что результаты выполнения заданий, требующих эпизодической памяти, с возрастом заметно ухудшаются. Хотя авторы многих исследований использовали относительно искусственный материал, включая запоминание пар не связанных между собой слов или геометрических фигур, эти эффекты ни в коем случае не ограничены подобным материалом.
Результаты теста «Двери и люди», описанного в гл. 11 и использующего такой сравнительно реалистичный материал, как имена людей и фотографии дверей, свидетельствуют об ухудшении как воспроизведения, так и распознавания зрительной и словесной информации. Аналогичные результаты получены и с помощью Ривермидского поведенческого теста памяти (гл. И), разработанного для оценки повседневной памяти (Wilson, Cock- burn, Baddeley & Hiorns, 1989b), и в результате изучения 40 реальных событий — от действий актеров, которые заучивают текст, взявшись за руки, до воспоминаний о разговорах (см. обзор Salthouse, 1991).