Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Что можно сделать?

Возможно, наиболее очевидный подход заключается в уменьшении влияния проблемы социального согласия за счет исключения из интервью наводящих вопросов. Это весьма желательно. Однако предвзятость интервьюера может проявиться и иными способами, а не только через наводящие вопросы. Например, интервьюер может проявить свою предвзятость, вознаграждая за желательные для него ответы и критикуя за нежелательные, повторяя специфические вопросы по ходу интервью и т. д. Гарвен, Вуд и Мэлпасс изучали предвзятость интервьюера по его реакциям на ответы детей на разные вопросы (Garven, Wood & Malpass, 2000).

В их исследовании дети из детского сада вспоминали детали о визите гостя по имени Пако, который приходил к ним в классную комнату. Детям задавали вводившие в заблуждение вопросы о событиях, которые вполне могли иметь место (например: «Сломал ли Пако какую-нибудь игрушку?»), и о маловероятных событиях (например: «Возил ли вас Пако на ферму?»). В одной группе детей хвалили, когда они отвелшш «да» на эти вводившие в заблуждение вопросы, и критиковали, когда они отвЛкли «нет»; в другой группе интервьюер не хвалил и не критиковал детей.

В первой группе дети ошибочно согласились с 35% вопросов о возможных событиях и с 52% вопросов о маловероятных событиях, во второй группе эти цифры были всего 13 и 5% соответственно. Эти разные результаты двух групп не просто отражают социальное давление в момент интервью, ибо дети, испытавшие влияние предвзятости интервьюера, продолжали давать ложные ответы на вводившие в заблуждение вопросы и тогда, когда впоследствии их расспрашивал нейтральный интервьюер. Следовательно, если мы хотим получить точную информацию от ребенка-свидетеля, нам нужно позаботиться о том, чтобы полностью исключить предвзятость интервьюера в любой форме.

Большинство детей в течение нескольких часов в неделю смотрят телевизор, и, возможно, одна из причин искажения памяти детей-свидетелей заключается в том, что они склонны смешивать события реальной жизни и телевизионные события. Например, увидев по телевизору взволновавшие их сексуальные сцены, они могут в дальнейшем включить некоторые элементы этих сцен в свои ответы на вопросы о событиях реальной жизни. Иными словами, маленькие дети плохо справляются с мониторингом источников информации.

Это обстоятельство подтолкнуло Тьерри и Спенса к изучению влияния обучения трех-, четырехлетних детей мониторингу источника информации на их свидетельскую память (Thierry & Spence, 2002). Все дети вначале наблюдали за тем, как экспериментатор (миссис Сайенс) демонстрировала опыты, записанные на пленку, и выполняла их «вживую». Затем им точно так же было показано кукольное представление. Одна кукла (Билли) участвовала в обоих представлениях, которые смотрела другая кукла (Терри).

Дети получили следующую инструкцию: «Терри никак не может запомнить, что Билли делает в реальной жизни, а что — только “в телевизоре”. Из-за этого Билли очень сердится. Давайте покажем Билли, что вы можете запомнить, что он делает для вас и для Терри в реальной жизни, а что вы и Терри видите только по телевизору» (Thierry & Spence, 2002, p. 431).

В конце детей расспрашивали об опытах с участием мисс Сайенс, записанных на пленку и продемонстрированных ею «вживую». В среднем дети, не тренированные в мониторинге источника информации, сделали в пять раз больше ошибок, приписывая события пленке или «живой жизни», чем дети, прошедшие подобную тренировку (26 ошибок против 5).

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум