Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Насколько точно дети вспоминают разные события?

Между воспоминаниями о травматичных и нетравматичных событиях много общего. В частности, такие переменные, как возраст, отсрочка и природа события, влияющие на нетравматические воспоминания, являются также и важными детерминантами травмы в раннем детстве. Возраст в момент события представляется решающим фактором, определяющим возможность сознательного доступа к воспоминаниям о травматичном событии (Cordon et al., 2004).

Основная проблема, возникающая в связи с использованием детей в качестве свидетелей, заключается в присущей им внушаемости, что может привести к системным ошибкам в их воспоминаниях о событиях. В принципе, внушаемость ярче проявляется в младшем детском возрасте, чем в старшем (см. обзор Bruck & Ceci, 1999). Установлено, что от трех до четырех лет внушаемость возрастает, после чего с возрастом она уменьшается, и десяти-, двенадцатилетние дети не более внушаемы, чем взрослые (Bruck & Ceci, 1997).

В этом исследовании детям читали рассказ о первом школьном дне девочки по имени Лорен. На завтрак Лорен ест яйца, потом у нее начинает болеть живот, о чем она забывает, когда ей разрешают поиграть с игрушкой другого ребенка. Вводящую в заблуждение информацию детям навязывали, задавая вопрос: «Ты помнишь рассказ про Лорен, у которой разболелась голова, потому что она слишком быстро съела свой сириал?1 Потом она почувствовала себя лучше, когда смогла поиграть с игрушкой своей подруги?»

Такие вопросы называются наводящими, потому что в них содержится информация для правильного ответа. Затем детей тестировали индивидуально, проверяя их понимание текста, после чего экспериментатор уходил. Спустя два дня их снова тестировали индивидуально и предлагали на выбор пары картинок. На одной из них была изображена Лорен, которая ест яйца, на другой — Лорен, поедающая сириал; другая пара картинок изображала Лорен с головной болью и Лорен, страдающую от боли в животе.

В отсутствие вводящей в заблуждение информации (так называемого наводящего вопроса) результаты тестирования лишь незначительно зависели от возраста. Напротив, когда предъявлялась вводящая в заблуждение информация, воспоминания детей младшего возраста оказывались менее точными. Результаты исследования Сеси и соавторов позволяют предположить, что память детей младшего возраста более подвержена искажению, чем память детей старшего возраста (Ceci, Baker & Bronfenbrenner, 1988).

Но насколько внушаемы дети, когда их расспрашивают о таких эмоциональных событиях, как физическое или сексуальное насилие, свидетелями которых они стали? Томпсон и соавторы предприняли попытку ответить на этот вопрос (Thompson, Clarke-Stewart & Le- pore, 1997). Пяти- и шестилетние дети стали свидетелями одного или двух событий.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум