Основы психологии.
Двухлетние дети способны запомнить специфические события
Одна важная причина заключается в том, что лингвистические возможности маленьких детей, как правило, крайне ограничены. Это значит, что обычно им трудно точно сообщить, что именно они помнят о своей жизни. В результате часто нет полной ясности в том, что ребенок действительно понимает, что описываемое им событие на самом деле происходило с ним.
Экспериментальные данные
Кэтрин Нельсон описала чрезвычайно интригующий случай: маленькая Эмили привыкла разговаривать сама с собой перед сном, лежа в кроватке (Nelson, 1988). Когда девочке было от 21 до 36 месяцев, ее ночные монологи были записаны и проанализированы. В возрасте 21 месяца Эмили уже вспоминала события, произошедшие за два месяца до этого, например поломку семейного автомобиля. По большей части ее монологи были неструктурированными, и в них не упоминались такие важные события, как Рождество или рождение младшего братишки.
Обычно она говорила о таких заурядных вещах, как то, что за ней заехали к няне, или о том, как другие дети ссорились во время игры. Многие из воспоминаний Эмили относились к минувшему дню, но были и такие, которые касались событий полугодовой давности. В возрасте 24 месяцев она начала формулировать четкие правила и делать обобщения («Нельзя спускаться в подвал в ночной рубашке», «Когда Эмили днем пойдет к бабушке... Эми иногда это делает»), а также размышлять о будущем («Может быть, доктор снимет мою рубашку»). Когда Эмили исполнилось три года, она перестала произносить монологи, и исследование пришлось прекратить.
Оно позволило нам получить убедительные доказательства того, что двухлетние дети способны запомнить специфические события. Тем не менее не стоит спешить и переносить то, что было присуще одному ребенку (возможно, не по годам развитому), на всех детей. Однако во многом сходные данные были получены для 10 детей, средний возраст которых составлял 33 месяца (Fivush, Gray & Fromhoff, 1987). Предварительно авторы побеседовали с родителями и узнали о важных событиях (например, о поездке в Диснейленд, о путешествии на самолете, о походе в зоопарк), которые происходили в жизни детей один раз или дважды.
После этого исследователи задавали детям вопросы о некоторых недавних событиях (которые произошли в течение последних трех месяцев) и о событиях, которые произошли раньше. Дети ответили на 59% вопросов о недавних событиях и на 52% вопросов о более отдаленных событиях. В среднем о каждом из событий они сообщили 12 единиц информации. Особенно хорошо они помнили то, что делали, и то, что видели, гораздо хуже — людей и места, в которых бывали. Эти результаты позволяют говорить о том, что двухлетние дети формируют автобиографические воспоминания и сохраняют их как минимум в течение нескольких месяцев.