Основы психологии.
Сравнение декларативной и имплицитной памяти
Дети в возрасте 6, 8 и И лет прослушивали перечни, состоявшие из трех предложений (например, «кофе горячее чая», «чай горячее какао» и «какао горячее супа»). За предъявлением предложений следовал тест на распознавание, во время которого испытуемые должны были решить, предъявлены ли тестовые предложения точно в том виде, в каком они были им изначально предъявлены.
Ключевое условие заключалось в том, что во время тестирования предъявлялись предложения, смысл которых оставался тем же самым (например, «какао холоднее чая»). Ошибочное распознавание этих предложений с возрастом неуклонно увеличивалось. Подводя итог, можно сказать, что важно отличать механические следы от смысловых.
То обстоятельство, что более взрослые дети образуют больше смысловых следов, чем маленькие дети, безусловно, положительный фактор, но оно становится помехой, когда тестирование памяти требует механического воспроизведения или распознавания. Сравнение декларативной и имплицитной памяти Выше мы говорили о том, что декларативная память быстро развивается уже в младенческом возрасте.
Однако в том, что то же самое может быть сказано об имплицитной памяти, полной уверенности нет. Декларативная и имплицитная память развивается в детстве по-разному. С годами декларативная память детей заметно прогрессирует, что же касается имплицитной памяти, то на нее возраст оказывает весьма незначительное влияние. Мерфи, Маккоун и Сли выполнили обзор исследований имплицитной памяти детей (Murphy, McKone & Slee, 2003). В 15 из 18 исследований было выявлено лишь незначительное влияние на нее возраста.
О разном влиянии возраста на декларативную и имплицитную память свидетельствуют результаты исследования, авторы которого просили идентифицировать испорченные фотографии объектов, некоторые из которых они раньше видели в неповрежденном виде (Russo, Nichelli, Gibertoni & Cornia, 1995). Имплицитную память оценивали по тому, в какой мере результаты были лучше для объектов, которые раньше предъявлялись, чем для тех объектов, которые не предъявлялись.
Как следует из данных, представленных на рис. 12.9, четырех- и шестилетние дети и молодые взрослые демонстрируют практически одинаковый уровень развития имплицитной памяти (разница незначительна). Что же касается эксплицитной памяти, то она лучше всего развита у взрослых и хуже всего у четырехлетних детей.