Основы психологии.
Интервал между фазами научения и тестирования, дни
Ровэ-Коллье (Rovee-Collier, 1989) изучила также и влияние предъявления напоминания. За некоторое время до тестирования экспериментатор сам приводил в движение вертушку. Если тестирование проводилось спустя две недели, подобное напоминание приводило к тому, что память возвращалась практически на начальный уровень.
Более поразительно то, что этого напоминания было достаточно для того, чтобы достаточно интенсивные движения ноги были продемонстрированы и спустя месяц. Ровэ-Коллье (Rovee-Collier, 1989) наблюдала весьма специфическое научение. Например, младенцы, натренированные на вертушке из желтых блоков, не реагировали на вертушку из металлических бабочек.
Однако младенцы, которых тренировали на разных вертушках, оказались способными к обобщению: они двигали ногой в ответ на новую вертушку. В принципе, эти результаты позволяют предположить, что младенцы усваивают нечто похожее на концепцию. Другая особенность их научения заключается в том, что оно чувствительно к контексту. Например, если младенец тестировался в спальне или на кухне, а не в своей кроватке, не наблюдалось никакой реакции в виде движений ноги.
Аналогичным образом интенсивность движений уменьшалась при изменении «декора» кроватки. Откуда мы знаем, что выполнение задания с вертушкой, сопровождаемого подкреплением, требует декларативной памяти? Ровэ-Коллье приводит доказательства, свидетельствующие о том, что выполнение младенцами этого задания зависит от нескольких факторов, включая возраст младенца, интервал между научением и тестированием и изменение контекста (Rovee-Collier, 1997).
Все эти факторы более важны для декларативной памяти, чем для имплицитной. Спустя 24 часа все младенцы получили по игрушке. Сорок пять процентов младенцев, которые были в первой группе, немедленно «разорвали» ее, тогда как в других группах это сделали лишь 7,5% младенцев.
Следовательно, младенцы из первой группы бесспорно подтвердили отсроченную имитацию. Результаты двухлетних детишек были еще лучше: из них 70% продемонстрировали отсроченную имитацию. Аналогичные данные были получены и в другом исследовании (Collie & Наупе, 1999), в котором участвовали 6-месячные младенцы.
В среднем через 24 часа они вспомнили одно из пяти действий, за которыми наблюдали. Более взрослые дети прекрасно справляются с заданием на отсроченную имитацию. Например, около 60% младенцев через 12 месяцев воспроизвели в правильном порядке действия, за которыми наблюдали в 16-месячном возрасте (Bauer, Wenner, Dropic & Wewerka, 2000).