Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Декларативная память у младенцев

Считается, что эксплицитная память, в отличие от имплицитной, ассоциируется с сознательным запоминанием. Однако мы не можем говорить о сознательном запоминании, когда речь идет о младенцах. Как же в таком случае решить, на какой памяти — декларативной или имплицитной — основано младенческое запоминание при выполнении любого задания? Согласно Ричмонду и Нельсон (Richmond & Nelson, 2007), можно использовать два следующих критерия.

1. Фильтр амнезии. Из изучения взрослых пациентов, страдающих амнезией (см. гл. И), известно, что у них большие проблемы с декларативной, или эксплицитной, памятью, тогда как имплицитная, или процедурная, память практически полностью сохраняется. Следовательно, способность или неспособность таких пациентов выполнить то или иное задание часто позволяет судить о том, от памяти какого типа оно зависит.

2. Фильтр параметра. Результаты изучения здоровых взрослых людей показали, что выполнение заданий, основанных на декларативной памяти, как правило, в гораздо большей степени, чем выполнение заданий, основанных на имплицитной памяти, зависит от изменений в продолжительности научения и в интервалах удерживания в памяти, а также от изменений в контексте научения и тестирования.

Вопросы, относящиеся к развитию эксплицитной и имплицитной памяти, чрезвычайно подробно рассмотрены в: Rovee-Collier, Hayne & Colombo, 2001. Однако пока мы сосредоточимся преимущественно на развитии декларативной памяти. Ниже мы обсудим и имплицитную память, и причины, по которым имплицитная память полностью развивается в более раннем возрасте, чем декларативная. В оценке декларативной памяти произошли весьма существенные перемены. Как отмечал Бауэр (Bauer, 2004, р. 347), «исторически было принято считать, что младенцы и очень маленькие дети неспособны к эксплицитной памяти».

Однако позднее авторы многих исследований привели бесспорные доказательства наличия у младенцев и у маленьких детей эксплицитной, или декларативной, памяти. Результаты исследований Важные исследования памяти младенцев были выполнены Каролин Ровэ-Коллье и ее коллегами (Rovee-Collier, 1989) (блок 12.1). Эксперимент, разработанный Ровэ-Коллье, известен под названием парадигма вертушки с подкреплением. Он включает выработку инструментального условного рефлекса, ибо младенец, если он реагирует надлежащим образом, получает вознаграждение, или подкрепление.

Один из недостатков этой методики заключается в том, что она может быть использована только для младенцев не старше семи месяцев. Однако Хартшорн и Ровэ-Коллье (Hartshorn & Rovee-Collier, 1997) разработали похожую методику, которая может быть использована и для более «взрослых» младенцев. По этой методике младенцы учатся нажимать на рычаг, в результате чего миниатюрный поезд начинает двигаться по замкнутому кругу. Младенцы демонстрируют декларативную память: они нажимают на рычаг даже тогда, когда это нажатие не приводит поезд в движение.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум