Основы психологии.
Процесс, ответственный за консолидацию памяти
Исследование, в котором крысы знакомились с новой обстановкой, помогло авторам идентифицировать и наблюдать за так называемыми клетками места, индивидуальными клетками внутри гиппокампа, которые активировались, когда крыса подходила к определенному участку знакомого ей интерьера. Авторы нашли, что в условиях медленноволнового сна, т. е. во время самого глубокого сна, клетки места реактивировались так, словно имел место какой-то процесс переноса или консолидации.
Позднее было установлено, что нейронная активность, генерируемая у птиц дневным пением, проявляется также и во сне. Результаты исследований, проведенных с участием людей, свидетельствуют о том, что лишение сна препятствует протеканию процесса консолидации. Авторы одного из исследований прежде всего показали, что наилучшие результаты в выполнении задания на визуальное различение получены через несколько дней после тренировки, несмотря на отсутствие дальнейшей практики.
Однако эти результаты не были продемонстрированы группой испытуемых, которые непосредственно после тренировки были лишены ночного сна. В ряде исследований получены свидетельства в пользу того, насколько сон важен при заучивании слов. Авторы описывают метод, с помощью которого можно определить, насколько новое слово оказалось зарегистрированным в ментальном лексиконе и способно ли оно помешать обработке информации об уже известных словах. Их испытуемые заучивали похожее на слово сочетание слогов, например cathedruke, после чего экспериментаторы, убедившись в том, что оно запечатлелось в эпизодической памяти, тестировали, в какой мере оно замедляет запоминание близкого по звучанию слова, имеющего смысл, — cathedral (кафедральный).
Сразу после научения следовало блестящее воспроизведение, но новое слово не мешало старому. Во время тестирования после ночного сна была обнаружена четкая интерференция, эффект, который сохранился на много месяцев. Следовательно, для того чтобы новое слово прочно вошло в лексикон человека, необходим сон. Пока что мы говорили только об имплицитных заданиях. Однако аналогичные результаты получены при выполнении задания, которое заключалось в том, что испытуемые после предъявления им 90 пар слов (например, кролик — кресло) должны были мысленно представить себе объект, включавший оба понятия.
Спустя примерно 30 минут их просили вспомнить как можно больше пар, после чего они бодрствовали в течение 24 часов. Спустя 48 часов, после двух ночей нормального сна, тестирование повторилось. Вторая группа все делала точно так же, за одним исключением: они были лишены сна во вторую ночь после того, как спали после первого тестирования. С помощью функциональной МРТ, сделанной во время 48-часового перерыва, у участников двух групп был выявлен разный паттерн: участники группы, которые спали сразу после научения, продемонстрировали большую активацию гиппокампа и свидетельства в пользу активных связей между гиппокампом и медиальной префронтальной зоной коры. Это позволяет предположить, что именно эти зоны более всего выигрывают от консолидации, происходящей во сне.