Основы психологии.
Метод зондирования для изучения ретроградной амнезии
Этот общий метод имеет два недостатка. Во-первых, скорее всего, осведомленность о новостных событиях и результатах скачек у всех пациентов разная. Во-вторых, понятно, что шкалы такого сорта неизбежно устаревают, поскольку текущие события постепенно уходят в прошлое, поэтому они непрерывно нуждаются в пересмотре и в обновлении. Альтернативный метод заключается в зондировании памяти пациента о его прежней жизни с помощью вопросов автобиографического характера, правильность ответов на которые при необходимости можно проверить у супруга или у человека, который осуществляет уход за ним (см. гл. 7).
Фрэнсис Гальтон (Galton, 1879) разработал метод, основанный на использовании слова-подсказки: испытуемому предъявляют какое-то слово, например гора, и просят вспомнить какое-то личное событие, связанное с горой, сказать, когда именно оно произошло. Попробуйте проверить этот метод на себе, воспользовавшись словом река. Что вы вспомнили? Что касается меня, то я вспомнил, как оказался на реке в гребной шлюпке, которую относило все дальше и дальше от берега. Странно, но я не могу вспомнить, как в конце концов справился с этим.
Мне тогда было лет 16, не больше. Этот метод зондирования усовершенствовали Кровиц и Шиффман (Crovitz & Shiftman, 1974). Он был использован для изучения ретроградной амнезии (Zola- Morgan, Cohen & Squire, 1983). К сожалению, это весьма трудоемкий процесс: люди с нормальной памятью склонны вспоминать очень много, и их воспоминания приходится потом обрабатывать и оценивать, тогда как амнестические пациенты, представляющие для нас наибольший интерес, напротив, вспоминают очень мало. Интервью с целью оценки автобиографической памяти (AMI) используется для определения тяжести ретроградной амнезии.
Для этого испытуемых просят вспомнить специфическую информацию, относящуюся к разным периодам времени, и какое-либо особенное личное событие из их жизни, например победу в школьном соревновании по бегу. Чтобы избавиться от этих методологических недостатков, Копельман, Уилсон и Баддли (Kopelman, Wilson & Baddeley, 1990) разработали интервью с целью оценки автобиографической памяти (AMI), в ходе которого испытуемых просили вспомнить конкретную информацию, относящуюся к разным периодам жизни.
Некоторые вопросы относились к далекому прошлому (как называлась ваша первая школа?), другие — к среднему периоду жизни (где началась ваша карьера?) и к недавнему прошлому (как вы отпраздновали последнее Рождество?). Это были преимущественно фактографические вопросы, которые можно было рассматривать как некую форму зондирования персональной семантической памяти.
Кроме того, испытуемых просили вспомнить какое-то особенное личное событие, относящееся к каждому периоду жизни. Примером такого воспоминания, относящегося к детству, может быть воспоминание о победе в школьном соревновании по бегу. Затем эти воспоминания оценивались как с точки зрения объема информации, так и с точки зрения их специфичности.