Основы психологии.
Оценка ретроградной амнезии
Или он отражает опасность общих выводов, сделанных на основании случаев ранней амнезии. Разумеется, по мере того как появится больше таких случаев и будут разработаны более совершенные методы оценки анатомических нарушений, мы получим ответы и на эти вопросы, и на вопрос о роли эпизодической памяти в развитии семантической системы.
Ретроградная амнезия В то время как термином «антероградная амнезия» называется неспособность усваивать новую информацию, термин «ретроградная амнезия» обозначает неспособность воспроизводить воспоминания о прошлом. Нередко эти два вида амнезии встречаются вместе, однако корреляция между ними не очень тесная (Shimamura & Squire, 1991; Greene & Hodges, 1996; Kapur, 1999).
Так, из двух пациентов, изученных Баддли и Уилсоном (Baddeley & Wilson, 1986), у обоих была тяжелая амнезия в чистой форме при хорошо сохранившемся интеллекте, но у одного была блестящая ретроградная память и он подробно пересказывал эпизоды своего военного прошлого, а у второго были лишь смутные воспоминания о прошлой жизни. Он знал, что служил на флоте и учился в университете, но не помнил, что было раньше, а что — позже; он знал, что ломал руку, но не помнил, при каких обстоятельствах это произошло.
Известны несколько случаев с противоположным паттерном (Kapur, 1999). Однако нельзя исключать и того, что пациент может по причинам эмоционального характера сознательно или бессознательно избегать воспоминаний о периоде, который предшествовал травматическому событию (см. гл. 7).
Оценка ретроградной амнезии
Оценка степени тяжести ретроградной амнезии связана с проблемой, которая отсутствует у антероградной амнезии, а именно: как правило, человек, проводящий тест, лишен возможности контролировать то, что вспоминается, поскольку событие могло произойти задолго до этого. Первую попытку количественно оценить глубину ретроградной амнезии предприняли Сандерс и Уоррингтон (Sanders & Warrington, 1971), которые предъявляли своим пациентам фотографии людей, которые в разные периоды времени недолго пользовались большой популярностью.
Они нашли, что, как правило, их амнестические пациенты хуже справлялись с этим заданием, чем участники контрольной группы. Они обнаружили также, что более ранние воспоминания сохраняются лучше, т. е. реализуется закон Рибо, согласно которому более старые воспоминания сохраняются лучше, чем те, что сформировались сравнительно недавно (Ribot, 1882).