Основы психологии.
Амнезия: модальная модель
Если испытуемый узнавал картину, его просили сказать, когда он ее видел, — в первый день или во второй. Решающее значение имело сравнение картинок, которые дважды предъявлялись в первый день. Авторы обнаружили, что амнестические пациенты были более склонны говорить, что картинки были предъявлены во второй день, хотя на самом деле они предъявлялись дважды в первый день, предположительно потому, что «степень узнаваемости» была выше.
Члены контрольной группы продемонстрировали противоположный паттерн: они более точно «приписывали» картинки первому дню, если те предъявлялись дважды. Два предъявления означали две возможности связать эти картинки с контекстом первого дня. В отсутствие этой связи с контекстом, источником которой является эпизодическая память, амнестические пациенты вынуждены были полагаться на общее ощущение «чего-то знакомого».
Это не позволило им отличить «большую узнаваемость», являющуюся следствием двух презентаций, и «большую узнаваемость», являющуюся результатом более позднего по времени предъявления. Шэктер, Харблук и Маклачлан (Schacter, Harbluk & McLachlan, 1984) продемонстрировали аналогичный эффект, используя в качестве стимульного материала ответы на такие вопросы настольной игры-викторины «Trivial Pursuit», как, например: «Что было любимым блюдом Боба Хоупа?» Авторы снова показали, что амнестические пациенты плохо вспоминают, когда поступила информация, и склонны путать новизну со степенью узнаваемости.
Для характеристики тех трудностей, которые испытывают амнестические пациенты, когда им приходится вспомнить, откуда им известна та или другая информация, используется термин амнезия источника. Амнезия: модальная модель Попытавшись связать воедино если не все имеющиеся экспериментальные данные, то бблыную их часть, я предложил простую интерпретацию амнестического синдрома — так называемую модальную модель амнезии (Baddeley, 1998).
В ней учтена сознательно неспецифицированная версия гипотезы консолидации, в соответствии с которой научение в эпизодической памяти предполагает ассоциацию объектов с их контекстом с использованием некой формы «мнемонического клея». Этот откровенно нетехнический термин сознательно выбран для того, чтобы показать, что эта модель не базируется ни на каком сложном нейробиоло- гическом доказательстве, а лишь признает, что некоторая нейробиологическая интерпретация представляется необходимой.
Это не отвергает контекстуальной гипотезы, поскольку сутью эпизодической памяти является способность «приклеивать» события к определенному контексту, обеспечивая тем самым контекстуальный ярлык, благодаря которому человек вспоминает события своей личной жизни.