Основы психологии.
Амнестический синдром
Последнее, что он помнит, - это нападение, в результате которого погибла его жена, а он сам получил травму, ставшую причиной его амнезии. © Corbis Sygma И наконец, преходящая глобальная амнезия (ПГА) — состояние, при котором у внешне совершенно здорового человека внезапно возникают серьезные проблемы с формированием и воспроизведением новых воспоминаний, состояние, которое, к счастью, довольно быстро проходит. Причина ПГА неизвестна, более того, до сих пор остается открытым вопрос о том, имеет ли это состояние одну или несколько причин (Goldenberg, 2002).
Антероградная амнезия
Амнестический синдром
Классический случай амнестического синдрома — это сохранившийся интеллект и язык в сочетании с ярко выраженной неспособностью к эпизодическому научению, тестируемом зрительно или словесно с помощью тестов на воспроизведение или распознавание. В то время как нарушение памяти может быть следствием любой причины, препятствующей нормальному функционированию мозга, чистая, но тяжелая амнезия, являющаяся основой классического амнестического синдрома, может быть связана с более ограниченным набором разных причин. К этим причинам относятся билатеральная травма височных долей и гиппокампа, алкогольный синдром Корсакова, продолжительное кислородное голодание и ин-фекционные энцефалиты. Любая из этих причин может привести к когнитивным проблемам, выходящим за рамки амнезии, но все они при случае могут вызвать тяжелую, но «чистую» потерю эпизодической памяти.
Мы с Элизабет Уоррингтон изучали группу пациентов, болезнь которых имела разную этиологию или разные источники, но у всех сохранился интеллект и практически полностью отсутствовала эпизодическая память (Baddeley & Warrington, 1970). У всех был ярко выражен амнестический синдром, они очень плохо усваивали зрительный или словесный материал, о чем свидетельствовали результаты тестов на воспроизведение или на распознавание. Однако у них сохранился объем цифровой памяти и они демонстрировали нормальный эффект новизны в задании, включавшем свободное воспроизведение десяти не связанных между собой слов, хотя результаты по более ранним объектам были значительно хуже. Наши пациенты также нормально справлялись с заданием Брауна — Петерсона на кратковременное забывание не только в том, что касается скорости забывания, но также и в том, что касается точки, от которой забывание выравнивается и которая лежала значительно выше базовой линии. Это привело к противоречиям, поскольку при обследовании больных синдромом Корсакова в Бостоне было показано, что они не справлялись с заданием Брауна — Петерсона (Cermak, Butters & Moreines, 1974).
Эти авторы также нашли, что их пациенты не смогли продемонстрировать нормальное освобождение от проактивной интерференции, когда слова, которые принадлежали к одной семантической категории и которые нужно было запомнить в задании Петерсона, были заменены словами, принадлежавшими к другой семантической категории, например вместо категории «животные» появилась категория «цветы» (Cermak & Moreines, 1976), тогда как наши пациенты продемонстрировали нормальный паттерн, причем результаты значительно улучшились во время первого испытания с новой категорией. Сермак и Баттерс объяснили результаты бостонских пациентов отсутствием глубокого семантического кодирования, что представляет собой трактовку амнезии с точки зрения гипотезы Крэйка и Локхарта об уровнях обработки информации. Чтобы объяснить несовпадение результатов, авторы также высказали ряд предположении о возможных методологических различиях между нашими исследованиями.