Основы психологии.
Гипотеза о подавлении мыслей
Все зависит от обстоятельств. С одной стороны, если для того, чтобы можно было говорить о подавлении воспоминания, оно в течение многих лет должно оставаться недоступным, это исследование предлагает другой механизм. С другой стороны, Фрейд подчеркивает возвращение подавленного и идею о том, что подавление должно активно поддерживаться. Если подавление требует постоянного восстановления, тогда подавление навязчивых напоминаний в течение многих лет просто отражает это восстановление.
Для выяснения ментального и биоло-гического механизмов, лежащих в основе этих и других случаев мотивированного забывания, требуются дополнительные исследования. Однако ясно, что то, что мы запоминаем, — не случайность и соответствует нашей мотивации и целям эмоционального регулирования. Стараясь понять, почему мы помним то, что помним, нельзя недооценивать мотивацию. Нередко у нас есть весьма веские основания ограничивать воспроизведение некоторых событий. Иногда эти основания связаны с функциональными целями, например с концентрацией на доступе только к текущим знани-ям, иногда — с регулированием эмоций.
Люди не хотят грустить, волноваться, испытывать страх, стыд или растерянность. Однако порой мы сталкиваемся с такими напоминаниями, которые вынуждают нас испытывать эти чувства. Когда в голову приходят подобные воспоминания, люди регулируют свои чувства, преднамеренно контролируя память. Если подобные опыты забываются, этим достигается важная цель — поддержание позитивного эмоционального состояния. Результаты этих непрерывных усилий видны в выдающейся способности людей к избирательному запоминанию. Экспериментальная психология выявила ряд факторов, относящихся к мотивированному забыванию. Поразительно, но иногда достаточно просто сказать человеку: «Забудь!».
Иногда это отражает мотивированную неспособность глубоко закодировать какой-то стимул; в других случаях инструкции «забыть» перекрывают доступ к воспроизведению. Подобные процессы могут быть следствием торможения, подавляющего предшествующие события, или сдвигов ментального контекста; или того и другого одновременно. Люди могут достичь мотивированного забывания также с помощью преднамеренного изменения физического контекста, лишая себя тем самым доступа к напоминаниям. Когда же столкновения с напоминаниями неизбежны, люди подавляют воспроизведение с помощью торможения, действия, в результате которого ухудшается память на подавленное событие.
Подавление воспроизведения связано с процессами, происходящими в латеральной префронтальной коре головного мозга, и с пониже-нием активации гиппокампа. Воспроизведение нежелательных воспоминаний может быть также остановлено и генерированием отвлекающих внимание мыслей, которые могут вызвать интерференцию, блокирующую дальнейшее воспроизведение нежелательных мыслей, или способствуют забыванию, вызванному воспроизведением; или делают и то и другое. Большинство из этих процессов были продемонстрированы на сложном эмоциональном материале, т. е. они дают надежное представление о том, как люди регулируют память о событиях, происходящих в реальной жизни.