Основы психологии.
Роль признаков в восстановлении забытых воспоминаний
Перебирая содержимое какой-то коробки, вы натыкаетесь на подарок человека, который был вам дорог и которого уже нет в живых. Ветеран войны в Ираке, увидев, как кто-то совершает на дороге неожиданный маневр, может вспомнить о придорожном бое, в котором ему пришлось участвовать. Неожиданные напоминания свидетельствуют о том, какой силой обладают признаки-стимулы в восстановлении нежелательных воспоминаний.
Такой же силой обладают они и тогда, когда человек хочет вспомнить нечто такое, что прежде хотел забыть. Стивен Смит и Сара Мойнан убедительно показали, как люди сначала забывают, а потом вспоминают забытое при наличии правильного признака (Smith & Moynan, 2008). Нередко человек вынужден постоянно сталкиваться с напоминаниями о неприятных событиях.
Один из способов справиться с этим заключается в том, чтобы думать и говорить только о некоторых аспектах неприятных событий и избегать самого неприятного, делая тем самым необсужденные аспекты менее доступными. Для воспроизведения такой ситуации Смит и Мойнан предъявляли испытуемым перечень слов, относящихся к разным категориям. В числе 21 категории были мебель, фрукты, напитки, а также такие эмоциональные категории, как болезнь, смерть и позор.
Вслед за кодированием информации экспериментальная группа высказывала суждения о 18 из 21 категории, трижды о каждой, поддерживая избирательное воспроизведение частей перечня. В контрольной группе то же самое время было затрачено на нерелевантные задания. Затем испытуемых просили вспомнить названия всех категорий, включая и те названия, которые не фигурировали на промежуточном этапе. Как следует из данных, представленных на рис. 10.8 (фрагмент Л), участники эксперимента продемонстрировали прекрасное забывание трех категорий, не упоминавшихся на промежуточном этапе.
Важно отметить, что это происходило даже тогда, когда категории включали такие эмоциональные понятия, как смерть или позор. В некоторых случаях воспроизведение не упоминавшихся категорий было на 70% ниже, чем в контрольной группе, несмотря на сравнимые отсрочки и требования внимания на промежуточном этапе. Ясно, что смещение внимания на некоторые элементы события может значительно повысить скорость забывания.
Фрагмент А тест на свободное воспроизведение выявил забывание тех категорий, которые не повторялись. Фрагмент В: категории, которые испытуемые не могли вспомнить во время теста на свободное воспроизведение, часто удавалось вспомнить после предъявления категорийного признака (Smith & Moynan, 2008).