Основы психологии.
Изучение гипермнезии
Однако иногда общее количество строф не увеличивалось, потому что выигрыш от воспроизведения новых строф сводился на нет невозможностью воспроизвести ранее выученные строфы. Тем не менее в некоторых случаях объем реминисценции превышал объем забытого, в результате чего общий результат улучшался. Если общий результат улучшается при многократном тестировании (если реминисценция превышает «межтестовое» забывание), говорят, что человек продемонстрировал гипермнезию, термин, введенный в научный оборот Мэтью Эрдели, для противопоставления этого явления амнезии, обычно возникающей по мере того, как проходит время.
Проведя ряд замечательных экспериментов, Мэтью Эрдели и его коллеги воскресили интерес к этому явлению, не привлекавшему внимания исследователей в течение десятилетий. Участником одного из исследований гипермнезии, которое продолжалось целую неделю, оказался не по своей воле аспирант-психолог Джефф Клейнбард, интересовавшийся этой проблемой. Чтобы помочь ему составить представление о том, что такое гипермне- зия, Эрдели предложил ему принять участие в своем исследовании. Испытуемые должны были запомнить 40 изображений объектов.
Затем в течение 5 минут они должны были вспомнить как можно больше рисунков и записать названия объектов на бланке, имеющем 40 линеек. Если испытуемые не могли вспомнить все 40 объектов, их просили высказать обоснованные предположения о том, какие рисунки оказались забытыми. Тестирование состояло из пяти подобных попыток. Когда Клейнбард пришел в офис Эрдели, чтобы подсчитать свои результаты, Эрдели предложил ему продолжить свои усилия и «повспоминать» рисунки еще в течение недели.
Клейнбард принял вызов. Ежедневно он заполнял бланки столько раз, сколько хотел, после чего клал заполненный бланк в конверт и больше к нему не возвращался. Как следует из рис. 10.7, за это время результаты Клейн- барда заметно улучшились: если в первый день он вспомнил 48% рисунков, то в последний день их количество возросло до 80%. Изучение гипермнезии: результаты невольного участника эксперимента по запоминанию рисунков. Его попытки вспомнить рисунки, многократно повторявшиеся в течение недели, привели к значительному увеличению количества рисунков, которые ему удалось вспомнить (Erdelyi & Kleinbard, 1978)
Действительно, подумав о его кумулятивном результате — если поставить Клейнбарду в заслугу каждый объект, который он вспомнил в каждый момент времени до данного теста и включая его, — можно сказать, что его результат увеличился с 48 до 90%. Это произошло несмотря на то, что в первый день Клейнбард изо всех сил старался вспомнить как можно больше рисунков. Таким образом, Эрдели и Клейнбард повернули на 180° кривую забывания Эббингауза, согласно которой с течением времени память ухудшается.