Основы психологии.
Многократные попытки вспомнить
Обратите внимание на то, что запоминание объектов в условиях интерференции в каждом случае улучшается. Уилер продемонстрировал аналогичные эффекты с категоризированными словами и с парами слов, доказав, что восстановление носит общий характер. Хотя в большинстве исследований отсрочки не превышали 30 минут, в некоторых из них восстановление было обнаружено через несколько дней. Чем сильнее воспоминания, тем более вероятно, что они продемонстрируют восстановление (Postman, Stark & Henschel, 1969).
Почему эпизодическая память с течением времени улучшается, если результаты подавляющего большинства исследований свидетельствуют об обратном? Одна общая черта, присущая спонтанному восстановлению как условных рефлексов, так и эпизодической памяти, — явный отказ от тех реакций, которые ранее были релевантными. Как отмечалось выше, потребность остановить нежелательные реакции является одним из главных условий возникновения торможения. Если ретроактивная интерференция отражает остаточные эффекты торможения, возможно, забытые объекты вспоминаются потому, что торможение постепенно ослабевает.
Следовательно, фактором, определяющим, когда память улучшится, а когда — ухудшится, может быть участие торможения. В соответствии с этим Малькольм Маклеод и Нейл Макрэй (MacLeod & Macrae, 2001) нашли, что забывание, вызванное воспроизведением, после 24-часовой отсрочки значительно уменьшается, и предположили, что в некоторых случаях торможение со временем рассеивается. Если учесть, что эмоционально неприятные воспоминания имеют тенденцию возвращаться и преследовать нас, можно предположить, что спонтанное восстановление — эта та сила, которая стоит за повторным появлением забытых следов.
Многократные попытки вспомнить Стоит ли после продолжительных попыток вспомнить что-либо продолжать их, даже если ваша интуиция подсказывает вам, что это — пустое занятие и вспоминать нечего? Не значит ли это, что след потерян навсегда? Возможно, нет. Подумайте о моих попытках вспомнить, где лежит мой паспорт, описанных в начале гл. 8. После невероятных усилий вспомнить, где он, у меня не было ни малейшего представления об этом и мне казалось, что я никогда этого не вспомню.
Однако, найдя его, я в тот же миг вспомнил, как клал его в эту коробку, значит, воспоминание об этом эпизоде у меня осталось. Что же касается моих упорных попыток вспомнить эпизод с опрокидыванием елки, продолжавшихся в течение нескольких месяцев, то они, напротив, оказались бесплодными. Когда многократные попытки вспомнить что-то оказываются безуспешными, не значит ли это, что след потерян безвозвратно? Странно, но ответ на этот вопрос часто отрицательный. Как правило, многократные попытки вспомнить увеличивают объем информации, которая вспоминается, даже тогда, когда человек чувствует, что он (или она) больше вспомнить не может.
Этот феномен был впервые описан Баллардом (Ballard, 1913), который просил учащихся начальной школы заучивать стихи. Он обнаружил, что по прошествии какого-то времени дети вспоминали стихи, которые до этого вспомнить не могли. Он называл это явление реминисценцией и определил его как «повторное воспроизведение забытого без повторного заучивания» или как «постепенный процесс усовершенствования способности воскрешать в памяти события прошлого» (Ballard, 1913).