Основы психологии.
Мозговые механизмы, лежащие в основе подавления воспроизведения
Затем оценивается запоминание испытуемыми всех объектов. Фрагмент В. пример финальных тестов двух типов. Фрагмент С. статистический анализ результатов эксперимента по методике «думай/не думай» Позитивный эффект контроля отражен на рис. 10.4 как лучшее запоминание объектов «думай» по сравнению с контрольным запоминанием; он вызывается преднамеренным воспроизведением; этот эффект подтверждает, что, когда люди настроены на восприятие напоминаний, стимулы улучшают память.
Негативный эффект контроля заключается в худшем запоминании объектов «не думай» по сравнению с контрольным запоминанием и является следствием сознательного подавления испытуемыми воспроизведения. Следовательно, когда люди избегают напоминаний, предъявление стимулов «запускает» процессы торможения, ухудшающие память. Негативный эффект контроля противоречит здравому смыслу.
Большинству из нас кажется, что напоминания, встречающиеся многократно, должны улучшить память, однако на самом деле результат зависит от того, хотят ли люди, чтобы им напоминали. Из данных, представленных на рис. 10.4, следует также, что негативный эффект контроля для объектов «не думай» наблюдается также и тогда, когда испытуемые тестируются с новым тестовым стимулом, а это значит, что он не зависит от стимула. На основании материала, изложенного в гл. 9, можно предположить, что объект был заторможен.
Мозговые механизмы, лежащие в основе подавления воспроизведения Действительно ли люди могут контролировать навязчивые воспоминания точно так же, как они способны контролировать рефлекторные моторные реакции? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, вовлечены ли в эти процессы одни и те же системы мозга, для чего могут быть использованы методы визуализации его работы. Вместе с коллегами я с помощью функциональной МРТ изучил активность мозга во время выполнения заданий «не думай» и «думай» (Anderson, Ochsner, Cooper, Robertson, Gabrieli, Glover et al., 2004).
Если в подавлении воспроизведения участвуют те же механизмы, что и в подавлении рефлекторных моторных реакций, в тех зонах мозга, которые участвуют в подавлении, во время выполнения заданий «не думай» должна обнаруживаться большая активация, чем во время выполнения заданий «думай». В соответствии с этой гипотезой оказалось, что подавление воспроизведения затрагивает несколько зон мозга, включая правую и левую латеральные префронтальные доли и переднюю часть поясной извилины; практически те же самые зоны активируются и в ходе подавления моторных реакций, хотя в данном случае никаких моторных реакций не было.
Латеральные префронтальные доли играют исключительно важную роль в подавлении рефлекторных моторных реакций (Aron, Fletcher, Bullmore, Sahakian & Robbins, 2003). Действительно, стимуляция этой зоны мозга во время команды «выполняй» заставляет обезьян останавливаться (Sasaki, Gemba & Tsujimoto, 1989). Перекрывание подтверждает предположение о том, что в основе остановки нежелательных действий и подавления воспоминаний лежит один и тот же процесс торможения.