Основы психологии.
Методика думать/не думать
В простейшей версии этой методики испытуемые заучивают пары признак — цель (например, испытание — таракан) и затем тренируются в воспроизведении второго слова (в данном случае — таракан) каждый раз, когда им встречается первое слово (в данном случае — испытание). Мы рассчитывали, что в результате такой тренировки первое слово превратится в мощное напоминание.
На следующем этапе испытуемые вступали в фазу, которая требовала от них контроля над воспроизведением. В большинстве экспериментов они при каждом предъявлении стимула должны были вспомнить реакцию, однако при предъявлении некоторых напоминаний (окрашенных в красный цвет) они должны были избежать воспроизведения. Так, при предъявлении слова испытание испытуемых просили пристально смотреть на него и волевым усилием не «впускать в сознание» ассоциативную память.
При этом недостаточно просто избежать произнесения слова-реакции, решающее значение имеет именно «недопущение» воспоминания в сознание. Могут ли люди прибегнуть к контролю над торможением, чтобы предотвратить проникновение в сознание нежелательных воспоминаний? Если да, значит, эта методика может уловить суть подавления, которое, по определению Фрейда, «заключается просто в функции неприятия чего-либо и его недопущении в сознание» (Freud, 1917).
Разумеется, мы лишены возможности наблюдать осознанную осведомленность, поэтому трудно судить о том, предотвращает ли человек проникновение воспоминаний в сознание. Вместо этого методика «думать/не думать» измеряет последействия предотвращения воспроизведения. Если торможение сохраняется, возможно, многократное повторение остановки воспроизведения может вызвать забывание во многом точно так же, как воспоминания о ссоре становятся менее доступными вследствие ваших многократных встреч с другом.
Для измерения этих поведенческих следов подавления в финальном тесте испытуемым предъявляли выученные ими стимулы (испытание) и просили вспомнить для каждого целевое воспоминание (таракан). Как следует из данных, представленных на рис. 10.4, во время финального теста отмечалась существенная разница между способностью людей вспоминать объекты, в сознание нежелательных мыслей, предъявлявшиеся под грифами «думай» и «не думай».
Эта разница, известная под названием эффект контроля над общей памятью (Anderson & Levy, в печати; Levy & Anderson, 2008), иллюстрирует, как намерение индивида контролировать воспроизведение изменяет сохранение в памяти. Однако один этот эффект не дает четкого представления о том, как намерение влияет на результат. Включение третьего набора пар, которые изначально заучиваются, но не появляются во время фазы «думай/ не думай» (т. е. вместе с базовыми объектами), позволяет нам измерить позитивный эффект контроля и негативный эффект контроля.