Основы психологии.
Методика изучения целенаправленного забывания перечней
Могут ли подобные процессы быть вовлеченными в забывание людьми реальных событий, связанных с эмоциями? Чтобы ответить на этот вопрос, Сьюзн Джослин и Марк Оакс (Joslyn & Oakes, 2005) попросили студентов в течение пяти дней ежедневно описывать в дневнике два уникальных события, произошедших с ними. Участники эксперимента писали короткие рассказы и выводы из них, а также оценивали эмоциональное наполнение каждого из событий. Например, один из студентов запечатлел событие, которое он назвал «Ворона на охоте»:
Вместе с несколькими моими друзьями я шел по кампусу, когда внезапно мы увидели ворону, гонявшуюся по земле за белкой. Смех да и только! Мы остановились и в течение нескольких минут наблюдали за ними, обмениваясь смешными историями про белок и прочих зверюшек (Joslyn & Oakes, 2005, p. 4).
Методика изучения целенаправленного забывания перечней После первой недели работы с дневниками студенты отказались от них. Участникам группы забывания было сказано, что и записи о событиях первых пяти дней будут использованы в другом исследовании и что им нужно сосредоточиться на событиях второй недели и запомнить их. Участникам группы запоминания было сказано, что они должны запомнить как события первой недели, так и события второй недели.
В течение последующих пяти дней студенты фиксировали новые события. После того как закончилась вторая неделя, участники эксперимента перестали вести дневники и их просили вспомнить все события, зафиксированные в течение двух недель. Джослин и Оакс нашли, что студенты, проинструктированные забыть, помнили события первой недели хуже тех, кого просили запомнить их.
Та же закономерность наблюдалась даже для записей первой недели, делавшихся для «тренировки памяти», о которых ни одна из групп не знала, что их придется вспоминать. Интересно отметить, что забывание коснулось как негативных, так и позитивных событий. Аналогичные результаты были получены Амандой Барнье и ее коллегами (Barnier, Conway, Mayoh & Speyer, 2007).
Механизмы, лежащие в основе методики изучения целенаправленного забывания перечней Результаты, полученные с помощью методики изучения целенаправленного забывания перечней, объясняются на основании двух основных гипотез.
В соответствии с гипотезой торможения воспроизведения инструкция забыть перечень № 1 тормозит объекты, входящие в этот перечень, ухудшая воспроизведение. Однако это торможение не причиняет неисправимого вреда и следы в памяти остаются. Торможение лишь ограничивает воспроизведение за счет снижения уровня активации нежелательных объектов.