Основы психологии.
Методика изучения целенаправленного забывания объектов
1. Предъявленные объекты
Собака (запомнить)
Туфля (забыть)
Скала (забыть)
Говядина (запомнить)
Небо (забыть)
2. Воспроизведение всех объектов
Методика изучения целенаправленного забывания перечней
Группа забывания Группа запоминания
1. Запоминание перечня № 1 Результаты Инструкции «забыть» или «запомнить»
3. Запоминание перечня № 2
4. Воспроизведение обоих перечней Скала Скала Книга Книга Туфля Туфля
В соответствии с методикой изучения целенаправленного забывания перечней испытуемым предъявляют перечень объектов, после чего части испытуемых сообщают, что его следует забыть и приступить к заучиванию второго перечня. В этом случае первый перечень запоминается хуже, а второй лучше. Результаты, полученные с помощью методики изучения целенаправленного забывания перечней, отличаются от результатов, полученных с помощью методики изучения целенаправленного забывания объектов.
Во-первых, маловероятно, что испытуемые для забывания объектов перечня № 1 используют неглубокое кодирование. Ничто не свидетельствует о том, что им нужно будет что-либо забыть, до тех пор пока не заучен весь перечень № 1, следовательно, у них нет оснований отказываться от эффективного кодирования информации. Следовательно, более вероятно, что результаты, полученные с помощью методики изучения целенаправленного забывания перечней, отражают дефицит воспроизведения. Справедливость этого предположения подтверждается тем, что влияние методики изучения целенаправленного забывания перечней обычно исчезает, когда тестируется распознавание.
Во-вторых, в отличие от методики изучения целенаправленного забывания объектов (Basden & Basden, 1996) объекты, встретившиеся при целенаправленном забывании перечней, обнаруживают свое присутствие при тестировании имплицитной памяти. Действительно, объекты, подлежащие забыванию, иногда оказывают большее влияние на поведение, если память тестируется имплицитно. Например, Бьерк и Бьерк (Bjork & Bjork, 2003) нашли, что, когда некоторые из подлежащих забыванию имен были включены в более позднее (предположительно не связанное с ними) тестирование, в котором предъявлялся набор известных и неизвестных имен, подлежащие забыванию (неизвестные) имена были признаны более известными, нежели имена, подлежавшие запоминанию (неизвестные) в условиях запоминания.
Полагают, что участники эксперимента благодаря целенаправленному забыванию забыли, откуда они узнали эти имена, и ошибочно приписали свое знакомство с ними их известности. Этот результат свидетельствует о том, что, возможно, Фрейд был недалек от истины, когда утверждал, что сознательно забытый материал влияет на поведение таким образом, что люди этого не осознают.