Основы психологии.
Примеры интерференции
Ретроактивная интерференция имеет место тог-да, когда новые следы мешают воспроизведению следов, закодированных ранее. И проактивная и ретроактивная интерференции вносят свой вклад в увеличение забывания с течением времени в той мере, в какой время коррелирует с хранением похожих следов.
При ухудшении воспроизведения вследствие предъявления части набора объектов предъявление в качестве признаков части материала для воспроизведения другого, связанного с ним материала сохранение в памяти ослабляется, свидетельствуя о том, что даже после того, как следы сохранились, предъявление некоторых из них ухудшает воспроизведение других.
Результаты исследований показывают также, что воспроизведение ухудшает сохранение в памяти похожих следов; это явление известно как забывание, вызванное воспроизведением.
Механизмы, лежащие в основе интерференции, были предметом исследований в течение длительного времени.
Теория блокировки приписывает интерференцию тенденции, заключающейся в том, что более сильные следы стабильно препятствуют воспроизведению более слабых следов, в результате чего человек отказывается от мысли вспомнить то, что хотел вспомнить.
Теория разучения исходит из того, что интерференция вызывает деструктивные изменения ассоциаций, лежащих в основе следа, в результате механизмов научения, «наказывающих» ненадлежащие воспроизведения.
Согласно теориям торможения, забывание отчасти является следствием подавления следов, участвующих в интерференции, за счет механизмов торможения, которые «решают судьбу» конкуренции.
В исследованиях, выполненных с использованием парадигмы забывания, вызванного воспроизведением, получены доказательства в пользу теории торможения. Эти результаты позволяют предположить, что отчасти забывание, с которым мы сталкиваемся, является адаптивным следствием контроля процесса воспроизведения.
В более общем виде это значит, что иногда забывание может быть желательным.
Как показывает пример А. Дж., идеальная память — тяжелое испытание. Мы вер-немся к этому вопросу в гл. 10, посвященной мотивированному забыванию.