Основы психологии.
Торможение как причина забывания
Воспроизведению следа могут помешать чрезвычайно доступные конкуренты, и людям нужен способ ограничить это отвлечение. Хотя разучение и является одним из способов достижения этой цели, другой способ заключается в торможении мешающего следа. Представьте себе аналогию: предположим, вы постоянно носите часы, но в какой-то день браслет сломался и вы не смогли их надеть. Если кто-то спросит у вас, который час, вы рефлекторно по-смотрите на запястье, хотя и знаете, что часов там нет.
Это может повториться несколько раз, прежде чем вы научитесь смотреть на настенные часы. Понятно, что то, что раньше являлось полезной и прекрасно усвоенной привычкой, в данный момент превратилось в неадекватную реакцию, которую необходимо заглушить и заменить альтернативной, но более адекватной реакцией. Люди и другие организмы способны прекращать ответные реакции, либо заменяя их альтернативными реакциями, либо вообще останавливая реагирование. Считают, что в основе остановки лежит механизм, тормозящий реакции. Торможение понижает уровень активности ответной реакции, уменьшая ее эффективность точно так же, как торможение нейрона уменьшает его влияние на другие нейроны. Аналогичные требования, связанные с необходимостью заглушить мешающие ответные реакции, характерны и для таких внутренних процессов, как воспроизведение.
Как уже отмечалось в разделе о проактивной интерференции, если у нас спрашивают номер нашего телефона, мы автоматически вспоминаем свой старый номер, даже если мы поменяли его. Чтобы называть новый номер, нужно перестать вспоминать старый, что может быть достигнуто с помощью торможения. Однако если старый номер заторможен, его будет труднее вспомнить, даже если он и останется в вашей памяти. В контексте забывания, вызванного воспроизведением, слово банан может активироваться и вмешаться в воспроизведение фрукт — или —. Для облегчения достижения текущих целей банан, подобно привычке смотреть на запястье, может быть заторможен. Участвуют ли процессы торможения в воспроизведении? Одна область исследований, в которых изучается роль торможения в воспроизведении, — забывание, вызванное воспроизведением (Levy & Anderson, 2002).
Теория ингибирования позволяет делать такие прогнозы относительно забывания, вызванного воспроизведением, которые нельзя делать ни на основании теории блокировки, ни на основании теории разучения. Согласно теории ингибирования, многократное воспроизведение фрукт — апельсин ухудшает воспроизведение банана, потому что банан как конкурирующее воспоминание (подобно взгляду на наручные часы) заторможен механизмами, понижающими уровень активации. Если банан действительно заторможен, можно предположить, что слово банан вообще будет труднее вспомнить, используется ли для этого в качестве признака слово фрукт или, предположим, другой не имеющий к нему отношения ассоциат, такой, например, как обезьяна — б —.
Иными словами, торможение прогнозирует, что забывание, вызванное воспроизведением, должно распространяться и на новые признаки, т. е. речь идет о независимости от признака. В отличие от торможения и блокировка и разучение приписывают забывание проблемам с ассоциациями, связывающими фрукт либо с бананом, либо с апельсином. Следовательно, в соответствии с этими теориями забывание, вызванное воспроизведением, должно быть зависимым от признака. Иными словами, пока вы не обратитесь к другому признаку, такому, например, как обезьяна, который разрушает более сильную связь между фрукт и апельсин и потенциально более слабую связь между фрукт и банан, банан не должен «пострадать». Независимость забывания от признака отмечалась неоднократно (Anderson & Spellman, 1995; см. также обзор Anderson, 2003); это свидетельствует о том, что торможение действительно играет определенную роль в забывании, вызванном воспроизведением.