Основы психологии.
Избирательные воспоминания
Для проверки этого предположения Конрой и Сэлмон (Conroy & Salmon, 2006) пригласили детей принять участие в школьной постановке под названием «Визит пирата», по ходу которой они принимали участие в самых разных сценах. Так, в сцене «Посвящение в пираты» детей просили поднять парус, бить в барабан, надеть костюм пирата, приветствовать пирата и записать свои имена в его книгу.
В сцене «Завладение ключом» дети кормили птицу, смотрели в телескоп, управляли пиратским судном и танцевали. В течение следующих трех дней они обсуждали постановку с другим экспериментатором, который задавал им вопросы только о некоторых эпизодах. Например: «Расскажите мне, какое животное вы кормили». В последний день дети вспоминали те моменты, которые не обсуждались, хуже, чем дети из контрольной группы, не участвовавшие в обсуждении.
Конрой и Сэлмон предположили, что память детей об их детстве будет сформирована под влиянием воспоминаний родителей и других членов семьи и те моменты, которые не обсуждались, со временем станут менее доступными. Если обсуждения общего прошлого с другими людьми приводят к тому, что человек забывает то, что не обсуждается, значит, забывание, в известном смысле, может стать «заразным».
Друг, забывший некоторые обстоятельства общего прошлого, вспоминая его, оставит их «за бортом». Могут ли чьи-либо избирательные воспоминания в ходе обсуждения привести к тому, что и другой человек забудет то, что не обсуждалось? Алехандру Кук, Джонатан Коппель и Уильям Херст (Cue, Koppel & Hirst, 2007) попытались ответить на этот вопрос в своих недавних исследованиях, посвященных коллективному забыванию, вызванному воспроизведением. В одном исследовании был воспроизведен описанный выше эксперимент Андерсона и со-авторов (Anderson et al., 1994) со следующим изменением: два человека, сидевших рядом, заучивали одни и те же пары слов.
Однако на этапе воспроизведения один из них практиковался в воспроизведении, а другой молча сидел и молча следил за правильностью его ответов. Затем оба прошли финальный тест. Как и ожидалось, испытуемый, практиковавшийся в воспроизведении, продемонстрировал забывание, вызванное воспроизведением. К удивлению экспериментаторов, сидевший молча наблюдатель продемонстрировал тот же самый эффект.
Аналогичную картину авторы наблюдали тогда, когда использовали в качестве экспериментального материала рассказы, и даже тогда, когда разрешали испытуемым свободно обсуждать их друг с другом. Элементы рассказа, не обсужденные одним из испытуемых, в большинстве случаев оказывались забытыми и другим.