Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Ухудшение воспроизведения вследствие предъявления части набора объектов

Это весьма эффектно доказал Бентон Ундервуд (Underwood, 1957). Его заинтересовало, почему испытуемые, выучившие перечень лишенных смысла слогов, через 24 часа уже почти ничего не помнят. В то время практически все исследования научения человека проводились в нескольких лабораториях и в каждом участвовали студенты разных курсов. Любой студент всех факультетов психологии в течение многих часов участвовал в экспериментах по вербальному научению. Ундервуд подумал, что, возможно, именно интерференция со многими ранее выученными перечнями и вызывает забывание. К счастью, он смог выяснить, сколько перечней в других экспериментах ранее выучил каждый испытуемый, что позволило ему представить кривую забывания в течение 24 часов как функцию прежнего опыта.

Действительно, новички, впервые участво-вавшие в подобном эксперименте, через 24 часа помнили 80% объектов перечня, тогда как испытуемые, за плечами которых было двадцать и более экспериментов, помнили менее 24% объектов. Проактивная интерференция оказывает колоссальное влияние на сохранение в памяти и во многом определяет скорость, с которой обучающиеся забывают материал после продолжительной отсрочки. Эксперименты, в которых изучают проактивную интерференцию, часто используют тот же экспериментальный дизайн, что и описанный выше.

Парадигма проактивной интерференции похожа на парадигму ретроактивной интерференции (рис. 9.7), за исключением того, что: 1) тестирует память по ответам на вопросы, относящиеся скорее ко второму перечню, чем к первому, и 2) в контрольных условиях период отдыха (или нерелевантной активности) чаще заменяется изучением первого перечня, чем второго. Таким образом, эта методика позволяет нам увидеть, как ранее усвоенные знания (т. е. первый перечень) уменьшают нашу способность запоминать новую информацию (т. е второй перечень) по сравнению с ситуацией, в которой не было ранее усвоенных знаний (контрольные условия, второй перечень).

Результаты исследований, проведенных с использованием процедуры проактивной интерференции, показали, что люди более склонны забывать слова из перечня, если ранее они заучивали другой перечень. Влияние проактивной интерференции наиболее заметно, если два перечня имеют общий признак. Проактивная интерференция проявляется сильнее при тестировании воспроизведения, чем при тестировании распознавания. Ухудшение воспроизведения вследствие предъявления части набора объектов Недавнее «общение» с одним или несколькими конкурентами обостряет проблемы, с которыми мы сталкиваемся при воспроизведении целевого воспоминания.

Так, многим из нас знакома такая ситуация: мы забыли имя какого-то человека и доброжелательный друг предлагает нам свою помощь и начинает высказывать свои соображения по поводу этого имени. Если вашему другу не повезет и он не вспомнит то, что нужно, у вас может возникнуть ощущение, что его помощь лишь усугубила ситуацию. Иногда вспомнить нужное имя так и не удается, и лишь спустя много времени оно всплывет в памяти, не обремененное неверными догадками. Если такое с вами случалось, вы не понаслышке знаете, что такое ухудшение воспроизведения вследствие предъявления части набора объектов.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум