Основы психологии.
О природе забывания
А как обстоят дела с информацией, которая изучалась преднамеренно и тщательно? Ответ на этот вопрос попытались дать авторы исследования, в котором участвовали 392 выпускника высших учебных заведений США (Bahrick, Bahrick & Wittlinger, 1975). Авторов интересовало, насколько они помнят имена и фотографии своих соучеников. Полученные ими результаты свидетельствуют о том, узнавание лица или имени соученика среди незнакомых лиц и имен и связывание имени и лица через тридцать лет осталось на чрезвычайно высоком уровне.
Напротив, способность вспомнить имя в ответ на предъявленную фотографию свидетельствовала о более значительном забывании, т. е. были получены результаты, аналогичные тем, которые были получены в описанном выше исследовании памяти на основные события общественной жизни. Гарри Бахрик — профессор Университета Уэсли, штат Огайо, в котором, как и во многих других американских вузах, существуют ежегодные встречи выпускников прежних лет. Бахрик остроумно использовал эту традицию для исследования сохранения в памяти выпускниками широкого спектра материала, от географии города, в котором расположен университет, до словарного запаса иностранных языков, изучавшихся в университете.
На рис. 9.2 представлен отсроченный эффект при вспоминании иностранного языка (в данном случае — испанского). Наиболее неожиданной особенностью графика является то, что кривая забывания выравнивается примерно через два года и дальнейшее снижение уровня владения языком очень незначительно на протяжении целых пятидесяти лет. Создается впечатление, что забывание происходит в некий определенный момент, после которого следы памяти оказываются как бы замороженными. По аналогии с вечной мерзлотой в полярных областях Бахриком для этого устойчивого уровня запоминания языка был предложен термин вечное хранение (Bahrick, 1984).
Второй момент, который следует отметить, — то, что общий уровень вечного хранения определяется первоначальным уровнем научения, по крайней ме-ре когда это касается изучения иностранного языка. Следовательно, для хорошо усвоенного материала кривая забывания может выравниваться после некоторого начального периода забывания и демонстрирует незначительное дополнительное забывание в течение длительных периодов времени. О природе забывания Дискуссия о функциях забывания поднимает вопрос о том, что можно считать «забыванием». Исследования Митера и соваторов, а также Бахрика выявили значительно большее забывание при тестировании воспроизведения, чем при тестировании распознавания.
Действительно, это неизменный факт: распознавание всегда легче воспроизведения. Из этого вытекает вполне обоснованный вывод: тесты распознавания свидетельствуют о том, что в памяти сохранилось гораздо больше, чем следует из результатов тестирования воспроизведения. Если это так, можно ли характеризовать невозможность воспроизвести информацию как реальное забыва-ние, если в памяти сохранилось много следов, вспомнить которые не удалось? Не следует ли использовать термин забывание для обозначения перманентной утраты следов? Эти вопросы подчеркивают различие, отмеченное Энделем Тульвингом, различие между присутствием воспоминания в когнитивной системе (хранится оно или нет) и его доступностью (может ли человек «добраться» до него, если оно там хранится); различие между доступностью и присутствием.