Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
О природе забывания

А как обстоят дела с информацией, которая изучалась преднамеренно и тщательно? Ответ на этот вопрос попытались дать авторы исследования, в котором участвовали 392 выпускника высших учебных заведений США (Bahrick, Bahrick & Wittlinger, 1975). Авторов интересовало, насколько они помнят имена и фотографии своих соучеников. Полученные ими результаты свидетельствуют о том, узнавание лица или имени соученика среди незнакомых лиц и имен и связывание имени и лица через тридцать лет осталось на чрезвычайно высоком уровне.

Напротив, способность вспомнить имя в ответ на предъявленную фотографию свидетельствовала о более значительном забывании, т. е. были получены результаты, аналогичные тем, которые были получены в описанном выше исследовании памяти на основные события общественной жизни. Гарри Бахрик — профессор Университета Уэсли, штат Огайо, в котором, как и во многих других американских вузах, существуют ежегодные встречи выпускников прежних лет. Бахрик остроумно использовал эту традицию для исследования сохранения в памяти выпускниками широкого спектра материала, от географии города, в котором расположен университет, до словарного запаса иностранных языков, изучавшихся в университете.

На рис. 9.2 представлен отсроченный эффект при вспоминании иностранного языка (в данном случае — испанского). Наиболее неожиданной особенностью графика является то, что кривая забывания выравнивается примерно через два года и дальнейшее снижение уровня владения языком очень незначительно на протяжении целых пятидесяти лет. Создается впечатление, что забывание происходит в некий определенный момент, после которого следы памяти оказываются как бы замороженными. По аналогии с вечной мерзлотой в полярных областях Бахриком для этого устойчивого уровня запоминания языка был предложен термин вечное хранение (Bahrick, 1984).

Второй момент, который следует отметить, — то, что общий уровень вечного хранения определяется первоначальным уровнем научения, по крайней ме-ре когда это касается изучения иностранного языка. Следовательно, для хорошо усвоенного материала кривая забывания может выравниваться после некоторого начального периода забывания и демонстрирует незначительное дополнительное забывание в течение длительных периодов времени. О природе забывания Дискуссия о функциях забывания поднимает вопрос о том, что можно считать «забыванием». Исследования Митера и соваторов, а также Бахрика выявили значительно большее забывание при тестировании воспроизведения, чем при тестировании распознавания.

Действительно, это неизменный факт: распознавание всегда легче воспроизведения. Из этого вытекает вполне обоснованный вывод: тесты распознавания свидетельствуют о том, что в памяти сохранилось гораздо больше, чем следует из результатов тестирования воспроизведения. Если это так, можно ли характеризовать невозможность воспроизвести информацию как реальное забыва-ние, если в памяти сохранилось много следов, вспомнить которые не удалось? Не следует ли использовать термин забывание для обозначения перманентной утраты следов? Эти вопросы подчеркивают различие, отмеченное Энделем Тульвингом, различие между присутствием воспоминания в когнитивной системе (хранится оно или нет) и его доступностью (может ли человек «добраться» до него, если оно там хранится); различие между доступностью и присутствием.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум