Основы психологии.
Преднамеренное воспоминание о прошлом
Прямые тексты эксплицитно измеряют запоминание эпизодов и используют в качестве признака пространственно-временной контекст. Контекстуальные признаки особенно важны в таких прямых тестах, как свободное воспроизведение, но они также нужны при воспроизведении с подсказкой и при распознавании. В отличие от прямых тестов непрямые тесты измеряют влияние прошлого с помощью таких заданий, которые не требуют обращения к тому, что запомнилось.
Контекст намеренно не используется как признак, благодаря чему непрямые тесты оценивают имплицитную память. Такие явления имплицитной памяти, как повторный прай- минг, свидетельствуют о неосознанном влиянии опыта на поведение и полностью сохраняются у больных, страдающих амнезией. Повторный прайминг отражает «последействие» обработки информации в кортикальных структурах вне гиппокампа, возникающее в результате недавних «общений» со стимулом. Эксплицитная память отражает вклад таких дополнительных структур мозга, как гиппокамп, в хранение и извлечение контекстуальной информации.
Полагают, что опознающая память включает не один, а два процесса извлечения информации. Когда мы видим стимул, мы узнаем его, если он нам знаком; этот процесс происходит быстро и автоматически. Он хорошо описывается теорией детектирования сигнала, которая позволяет отделить подлинное воспроизведение от предвзятости угадывания. Мы также можем распознать стимул, вспомнив, что раньше уже «встречались» с ним, причем считается, что этот процесс требует больше внимания, протекает медленнее и качественно отличается от оценки узна-ваемости.
Очень часто извлечение информации из памяти включает не только активацию следов в памяти, но и реконструкцию через правдоподобные умозаключения, основанные на всей совокупности знаний человека. Даже тогда, когда в активной реконструкции нет необходимости, люди часто делают умозаключения относительно того, что они вспомнили, чтобы решить, как им использовать эту информацию. Обычно люди делают выводы относительно источника той информации, которую они вспоминают, например, для того чтобы убедиться в том, что на тот след в памяти, который они ищут, можно положиться и что это действительно воспоминание, а не плод их воображения.
При таком атрибутировании учитываются признаки следа, который вспоминается, в связи с тем что должно было бы храниться в памяти при данном источнике информации. Источник ошибок неправильной атрибуции отражает один из путей, по которым извлечение из памяти может дать сбой скорее в силу ошибки действия, чем бездействия. Невозможность вспомнить то, что описано мной в начале этой главы, может возникнуть из самых разных источников. Чтобы понять, как происходит извлечение информации из памяти, нужно понять, при каких обстоятельствах оно невоз-можно. Когда извлечение информации невозможно, возникает вопрос, действительно ли она хранится в памяти или забыта. В следующей главе мы поговорим о забывании.