Основы психологии.
Дуалистическая теория опознающей памяти
Я протянул ей руки и представился: «Здравствуйте. Майк Андерсон, факультет психологии. У меня проблемы с сайтом. Кто-нибудь может мне помочь?» Она решительно посмотрела на меня и, помедлив, ответила: «Я вас знаю». Действительно, ее лицо показалось мне удивительно знакомым, но я не мог вспомнить, откуда я ее знаю. Она сказала: «Вы не помните меня?» Мне пришлось признаться, что не помню. Тогда она сказала, что мы с ней встречались несколько лет тому назад и наша встреча продолжалась шесть часов.
Было это в другом городе, где она в то время жила, в нескольких часах езды от того места, где мы живем сейчас. Стоило ей это сказать, как я тут же вспомнил весь контекст, узнал ее и, смутившись, стал извиняться. Сейчас мы с ней добрые друзья, но она не дает мне забыть об этом эпизоде. Эта история иллюстрирует нечто такое, что происходило с большинством из нас, — ощущение, что вы знаете кого-то или что-то, но не можете вспомнить, откуда. Это ощущение иллюстрирует важное обстоятельство: стимул может быть чрезвычайно узнаваемым для человека, но при этом он может чувствовать, что узнавание неполное.
Создается впечатление, что решение об узнавании принимается одним из двух способов: вы можете принять его на основании того, насколько знакомым вам кажется стимул, этот процесс называется распознаванием на основании узнаваемости; вы также можете принять его на основании воспоминаний о специфике общения со стимулом, этот процесс называется воспроизведением. Согласно дуалистической теории распознавания, оба эти процесса вносят свой вклад в распознавание объектов (Atkinson & Juola, 1974; Mandler, 1980; Jacoby & Dallas, 1981; Aggleton & Brown, 1999; Yonelinas, 1999). Для процесса, основанного на узнаваемости, характерны быстрота и автоматичность, его результатом является сила памяти без воспроизведения деталей.
Он хорошо описывается теорией детектирования сигнала. В отличие от него воспроизведение — медленный процесс, он требует больше внимания и во многом похож на извлечения информации из памяти, описанные в начале этой главы, конкретнее — на воспроизведение с подсказкой. Он включает извлечение из памяти информации о контексте, в котором имел место контакт со стимулом. Было разработано немало способов разделения этих процессов. Один из них, известный как процедура помню/знаю (Tulving, 1985), заключается в том, что людей спрашивают, почему им кажется, что они узнали объект.
Более конкретно, испытуемых просят ответить, узнали ли они каждый объект на основании воспоминаний (т. е. сознательно вспомнили детали данного объекта) или на основании знания (т. е. суждения о том, что объект представляется очень знакомым при отсутствии воспоминаний о его деталях). Ответы «помню» используются для оценки воспоминаний, а ответы «знаю» используются для оценки распознавания, основанного на узнаваемости (Yonelinas, 2002; Gardiner, Ramponi & Richardson- Klavehn, 2000).