Основы психологии.
Перцептивные свойства признака
Результаты стабильно демонстрируют характеристики, отличные от тех, которые демонстрируют эксплицитные тесты. Например, результат часто зависит от перцептивного соответствия стимулов кодирования и тестирования. Так, изменение перцептивной модальности изучения и тестирования (переход от слухового восприятия слов при кодировании к их зрительному восприятию при тестировании) может привести к ухудшению результатов теста.
Хотя многие из этих тестов сосредоточены на перцептивных свойствах признака (т. е. перцептивно управляемые), некоторые непрямые тесты оценивают влияние опыта на концептуальные задания и известны как концептуально управляемые непрямые тесты. Например, если я назову вам семантические категории и попрошу привести как можно больше примеров для каждой из них(этот тест известен как тест концептуальной беглости), у вас больше шансов в категории «птицы» назвать канюка, чем было бы, если бы вы сегодня не читали эту главу.
Чем прямые и непрямые тесты отличаются друг от друга? Они не обязательно отличаются принципиальными механизмами, описанными в начале этой главы. Так, непрямые тесты обеспечивают признаки, инициирующие процесс извлечения из памяти, который «добирается до уцелевших остатков опыта», возможно, благодаря распространяющейся активации. Однако они отличаются тем, что непрямые тесты не требуют воспроизведения прошлого, в связи с чем контекст не используется преднамеренно как признак.
Скорее сознательно используются только такие непосредственно предъявленные признаки, как буквы слова или фрагменты фотографии. Несмотря на отсутствие контекстуального стимулирования, недавнее «об-щение» со стимулом улучшает результаты тестирования. Этот феномен известен как повторный прайминг (см. обзор Ochsner, Chiu & Yp, 1998). Повторный прайминг широко признан как пример бессознательного влияния на нас прошлого опыта.
Это имплицитное влияние вовсе не означает, что следы в памяти, до которых «добираются» непрямые тесты, идентичны тем следам, которые лежат в основе эпизодической памяти. На самом деле эксплицитная память поддерживается дополнительными контекстуальными репрезентациями в гиппо-кампе. Следовательно, непрямые тесты отличаются как отсутствием контекстуального стимулирования, так и содержанием и местоположением в мозге тех следов, до которых они «добираются».