Основы психологии.
Непрямые тесты памяти
Оказалось, что его песня «Му Sweel Lord» чрезвычайно похожа на песню «He's So Fine», которая в исполнении американского ансамбля «The Chiffons» имела огромный успех в 1963 году. Харрисон проиграл процесс. По приговору суда он был вынужден выплатить крупный штраф, хотя и настаивал на том, что сознательно не копировал песню. Другой пример. Элен Келлер обвинили в плагиате: ее сказка «Снежный король» была очень похожа на сказку Мартина Кэнби «Снежные эльфы», которую ей читали в детстве. Келлер не отдавала себе отчета в том, что делала, и этот инцидент нанес ей тяжелую травму.
Есть немало случаев подобной криптомнезии, искажения памяти, когда люди убеждены в том, что создают что-то новое, произведение искусства, а на самом деле лишь повторяют то, что слышали или читали раньше. Могут ли воспоминания влиять на нас так, что мы не осознаем этого? В действительности наш опыт часто влияет на нас, но мы не отдаем себе отчета в этом. Предположим, вы нашли в газете задачку на составление анаграмм. Когда вы составляете анаграммы слова «pomegranate» (гранат), оказывается, что вам помогло то, что вы прочитали о гранатах незадолго до этого, хотя вы совсем не старались вспомнить то, что было раньше. Есть немало примеров, показывающих, что такое влияние вполне возможно. Они иллюстрируют то, что известно как непрямые методы тестирования памяти, являющиеся способом оценки имплицитной памяти (Schacter, 1987; Richardson-Klavehn & Bjork, 1988).
Непрямые тесты измеряют влияние опыта, при этом тестируемого не просят вспомнить его прошлое. У них есть «коварная» особенность, которая заключается в том, что они стараются лишить испытуемых возможности вспоминать что-либо. Участникам типичного теста имплицитной памяти сначала предлагают запомнить перечень слов. Относительно каждого слова они должны сделать какой-то простой вывод, например решить, означает ли это слово живой объект или неживой. Такое задание не должно вызвать никаких подозрений в том, что тестируется память. Затем испытуемые выполняют задание, в котором некоторые из старых слов сочетаются с новыми словами. Непрямой тест обычно заключается в выполнении задания, не требующего воспоминаний о каком-либо конкретном опыте. Известно немало непрямых тестов, и обычно существует некая «легенда», объясняющая, почему экспериментатор заинтересован в выполнении именно этого задания.
В задании, связанном с принятием лексического решения, испытуемым предъявляют слова и наборы букв (например, glork), и они максимально быстро должны решить, какой набор букв образует значащее английское слово, а какой — нет. В задании на перцептивную идентификацию испытуемым очень быстро (в течение 30 мс) предъявляют слова, которые трудно рассмотреть, потому что они замаскированы рядом крестиков, и просят назвать эти слова. В тестах восполнения слова по фрагментам(например, p-m-gr-n-t-) или в тестах на дополнение основы слова до целого (ро-) испытуемые могут назвать первое пришедшее им в голову слово, соответствующее заданным буквам. В каждом из упомянутых выше тестов (табл. 8.1) испытуемые лучше справляются с заданиями, когда речь идет о тех словах, которые они уже видели, чем когда они сталкиваются с новыми словами: они быстрее принимают лексические решения, более точно идентифицируют «замаскированные» слова, чаще восста-навливают слова по фрагментам.