Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Внимание к стимулам

Допустим, что во время поисков паспорта я не увидел ящика, в котором он лежал. В этом случае нечего было бы и думать, что он может помочь мне что-либо вспомнить. В действительности я многократно рылся в нем, так что я прекрасно его видел. Но даже при этом я не обращал на него должного внимания, ибо был слишком занят волновавшими меня мыслями. Многие теории исходят из того, что активация целевой информации стимулом увеличивается по мере того, как возрастает внимание к нему. А если это так, то уменьшение внимания делает стимул меня полезным, а извлечение из памяти — менее успешным.

Один из способов отвлечь внимание от стимула заключается в том, чтобы заставить человека в момент извлечения информации из памяти выполнять еще какое-то задание. Когда людей отвлекают таким образом, они обычно хуже вспоминают целевую информацию, особенно если второе задание требует внимания. Это подтверждается результатами ряда исследований (Fernandes & Moscovitch, 2000, 2003). Авторы просили испытуемых повторить вслух прочитанные им перечни слов (рис. 8.2). Одновременно с этим испытуемые выносили суждения о совершенно других объектах, появлявшихся на экране компьютера.

По сравнению с контрольными условиями, когда испытуемым не приходилось выполнять второго задания, пока-затели ухудшились на 30-50%; особенно показатели ухудшились, когда на экране компьютера появлялись слова. Необходимость принимать решения относительно ряда фотографий повлияла значительно меньше. Подобное влияние распределения внимания наиболее заметно, если испытуемые должны что-то вспомнить, но проявляется оно и тогда, когда им нужно всего лишь определить, видели ли они что-то. Распределение внимания ухудшает извлечение информации из памяти даже тогда, когда второе задание совершенно не похоже на первое, хотя его влияние, как правило, и не столь заметно.

Так, когда Крэйк и соавторы в качестве второго задания просили испытуемых выполнять простое зрительно-моторное упражнение, они хуже вспоминали предъявленные ранее слова (Craik, Govoni, Navch-Benjamin & Anderson, 1996). Негативное влияние заданий, не связанных с воспроизведением слов, возрастает по мере того, как они усложняются (Rohrer & Pashler, 2003). Однако следует отметить, что распределение внимания при извлечении информации из памяти меньше сказывается на том, сколько вспоминается, чем распределение внимания при ее кодировании. Эта асимметрия послужила основанием для вывода о том, что при подобных обстоятельствах условия извлечения информации из памяти может достаточно часто проходить при меньшем внимании, чем ее кодирование (Baddeley, Lewis, Eldridge & Thomson, 1984b; Craik et al., 1996).

Этот вывод согласуется с мыслью о том, что если стимулы предъявлены и на них обратили внимание, автоматическое распространение активации может привести к тому, что целевая информация всплывет в памяти. Однако, если требуется полное и точное воспроизведение информации, необходимо 100%-ное внимание.

Факторы, определяющие успешное извлечение информации из памяти

1. Внимание к стимулам

2. Релевантность

3. Сила связи «стимул — 4. Количество стимулов целевое воспоминание» стимулов

5. Сила целевого

6. Стратегия извлечения воспоминания информации из памяти

7. Способ извлечения информации из памяти

Влияние распределения внимания во время извлечения информации из памяти на воспроизведение слов Распределение внимания (семантическое задание) Все внимание направлено Распределение внимания на воспроизведение слов (фонологическое задание)

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум