Основы психологии.
Извлечение из памяти автобиографической информации
Затем экспериментаторы смешали сделанные ими фотографии с теми, которые были сделаны другими студентами, и использовали эту «смесь» в связанном с событием исследовании с помощью функциональной МРТ. Фотографии обоих типов активировали нейронную сеть обыкновенной эпизодической памяти, включавшей медиальную височную и префронтальную зоны.
Кроме этого, собственные фотографии активировали зоны медиальной префронтальной коры, о которых известно, что они связаны с обработкой информации, относящейся к самому себе, а также зоны, связанные с воспоминаниями (гиппокамп) и с зрительно-пространственной памятью (зрительная и парагиппокампальная зоны). Можно доказать, что автобиографическая значимость ваших собственных фотографий по сравнению с фотографиями, сделанными другими людьми, если и существует, то минимальна.
В другом исследовании Гринберг и соавторы использовали более традиционную методику: вначале испытуемые придумывали слова- подсказки к пятидесяти их собственным автобиографическим воспоминаниям и записывали свои субъективные реакции на каждое из них (Greenberg, Rice, Cooper, Cabeza, Rubin & LaBar, 2005). Затем все слова-подсказки были предъявлены с помощью функциональной МРТ, а испытуемые должны были нажать кнопку, когда извлекали из памяти соответствующее воспоминание.
Эта методика контрастировала с заданием на извлечение информации из семантической памяти, в котором испытуемых просили дать надлежащий ответ на ряд названий категорий (например, слово-подсказка «животное» могло вызвать ответ «слон»). Извлечение из памяти автобиографической информации приводило к большей активации миндалины, связанной с эмоциями, гиппокампа, связанного с эпизодической памятью, и правой нижней лобной извилины, связанной с обработкой информации, имеющей отношение к самому себе.
Извлечение информации из семантической памяти сопровождалось более продолжительной активацией зоны левой лобной доли. Автобиографическая память помогает нам создавать связные представления о нас самих и о нашей жизни. Она также используется нами социально, когда мы предаемся воспоминаниям о старых друзьях, и помогает в решении проблем, когда мы учимся на конкретных более ранних опытах.