Основы психологии.
Объяснения реминисцентного подъема
Возможно, он отражает как эффект новизны (см. гл. 2), так и как минимум два других процесса — инфантильную амнезию и реминисцентный подъем. Предложено немало объяснений инфантильной амнезии. К ним относятся фрейдовская концепция подавления влечений человека, задержка развития гиппокампа, а также неразвитая в детстве природа когерентного Я, которое постепенно формируется на базе воспоминаний и опыта.
Интересное обсуждение вопроса об инфантильной амнезии представлено в гл. 12. Большинство объяснений реминисцентного подъема базируются преимущественно на том, что юность — это период, когда в жизни человека происходит много важных событий. Бернесен и Рабин (Bernsten & Rubin, 2004) спрашивали своих испытуемых о том, в каком возрасте они пережили наиболее значимые события своей жизни.
Оказалось, что средний возраст первой влюбленности — 16 лет, учеба в колледже — после 22 лет, брак — примерно в 27 лет и появление первого ребенка — примерно в 28 лет. Все эти события укладываются в период реминисцентного подъема, что делает его важным жизненным этапом внутри того, что иногда называют жизнеописанием. Жизнеописание — это связный отчет, создаваемый нами для самих себя, по мере того как протекает наша жизнь, рассказ о том, кто мы такие и как мы дожили до сегодняшнего дня.
События, которые повлияли на нашу жизнь, скорее всего, важны для нас, они хранятся в памяти и не забываются. Более того, такие события, как поступление в колледж, появление новых друзей и возлюбленной (возлюбленного), скорее всего, эмоционально окрашены, что делает воспоминания о них более доступными (Dolcos, LaBur & Cabeza, 2005), особенно если они позитивны и произошли, когда человек был молод (Berntsen & Rubin, 2002).
Обычно вспоминаются жизненно важные события, такие как влюбленность, женитьба, рождение детей Глюк и Блак (Gluck & Bkuck, 2007) продолжили изучение гипотезы жизнеописаний. Они получили 3541 жизнеописание от 659 испытуемых в возрасте от 50 до 90 лет. Участников эксперимента просили оценить эмоциональную значимость воспоминаний по позитивной или негативной шкале, их личную значимость и то, насколько, по мнению участника, он чувствует, что имел контроль над событиями.
Был выявлен реминисцентный подъем, но только для позитивных событий, которые, как чувствовали испытуемые, они имели возможность активно контролировать, — результат, который авторы интерпретировали как подтверждающий важность автобиографической памяти в создании позитивных жизнеописаний.