Основы психологии.
Автобиографическая память
Для того чтобы ответить на эти вопросы, вам нужна автобиографическая память. Термином «автобиографическая память» называют наши воспоминания о нас самих и о наших взаимоотношениях с окружающим миром. Важна ли она? Безусловно. Но является ли автобиографическая память изолированной системой памяти? И да и нет. Нет, потому что она почти наверняка зависит от эпизодической и семантической памяти, о которых сказано выше. Да, потому что роль, которую она играет в нашей жизни, во многом отличается от других функций памяти.
Память о таких фактах о нас самих, как наше имя, когда мы пошли в школу и где мы живем, автобиографическая, но представляет собой некий личный аспект семантической памяти. Память о том, что сегодня мы были на работе, тоже автобиографическая, но включает вспоминание эпизодического опыта. Тот факт, что автобиографическая память включает обе эти системы памяти, с неизбежностью означает, что она весьма сложна, и большая часть этой главы носит скорее описательный характер, нежели основана на какой-то теории.
Это не следует воспринимать как критику, а лишь как доказательство того, что мы лишь начинаем понимать эту интереснейшую область науки. Мы начнем с обсуждения функции автобиографической памяти и того, почему она важна, а затем перейдем к нелегкому вопросу о том, как ее можно изучать. Проблема заключается в том, что в отличие от большинства исследований, о которых речь шла выше, в данном случае экспериментатор лишен возможности контролировать ситуацию научения, что затрудняет анализ процессов, вовлеченных как в приобретение, так и в забывание автобиографической информации. Чтобы вспомнить имена наших школьных друзей, нам нужна автобиографическая память, которая, в свою очередь, зависит как от эпизодической, так и от семантической памяти.
Зачем нам нужна автобиографическая память? Уильямс и соавторы отмечают четыре функции автобиографической памяти (Williams, Conway & Cohen, 2008). К ним относятся директивные функции (например, что произошло, когда вы последний раз пытались поменять шину) и более социальная функция. Обмен автобиографическими воспоминаниями может стать очень приятным и социально значимым событием (Neisser, 1988). Для меня таким событием является слушать, как мои сыновья делятся своими детскими воспоминаниями о нашем семейном отдыхе.
Напротив, нарушение автобиографической памяти вследствие амнезии или деменции становится фактором, затрудняющим человеческие отношения (Robinson & Swanson, 1990), и приводит к появлению чувства, которое можно выразить словами: «Это не тот человек, за которого я вышла замуж (на котором я женился)». Автобиографические воспоминания также могут играть важную роль в формировании и поддержании нашего представления о себе, а следовательно, и в реминисцентной терапии (Woods, Spector, Orrell & Davies, 2005).