Основы психологии.
Различия между семантической и эпизодической памятью
Первая предполагает сознательные воспоминания о прошлом. Степени влияния антероградной и ретроградной амнезии на эпизодическую и семантическую память часто очень сильно отличаются, что позволяет говорить о принципиальном различии между этими двумя типами памяти. Результаты, полученные с помощью методов визуализации работы мозга, свидетельствуют о том, что в процессе научения активируются разные участки мозга в зависимости от того, требует ли выполнение задания участия эпизодической или семантической памяти; то же самое справедливо и в отношении извлечения из памяти.
Согласно модели иерархической сети, семантическая память — это огромное количество иерархических сетей. Полагают, что во имя когнитивной экономии информация о свойствах объектов хранится на самом верху иерархии. Предположение о том, что понятия, которыми мы пользуемся, принадлежат к строго опре-деленным категориям, неверно. Активация какого-либо понятия, согласно модели распространяющейся активации, вызывает наиболее заметное ее распространение на другие понятия, семантически тесно связанные с первыми. Эта модель объясняет эффект типичности и эффекты семантического прайминга.
Однако гибкость этой модели делает невозможным ее надлежащее тестирование. Были предприняты попытки понять организацию семантической памяти с помощью изучения больных с черепно-мозговыми травмами, демонстрирующих дефициты специфических категорий. Такие больные нередко сталкиваются с большими трудностями при идентификации живых объектов, чем неживых, однако некоторые демонстрируют более сложные проблемы. Согласно сенсорнофункциональной теории, информация о зрительных и функциональных свойствах объектов хранится в разных зонах мозга.
Предположение о том, что зрительные свойства особенно важны для живых объектов, а функциональные — для неживых, объясняет многие экспериментальные результаты. На базе этой теории Кри и Макрэй (Cree & McRae, 2003) разработали более широкий подход, учитывающий многие свойства; в нем сенсорные и функциональные свойства были подразделены на несколько дополнительных свойств. На базе этого подхода можно более адекватно, чем на базе сенсорно-функциональной теории, объяснить результаты изучения больных с черепно-мозговыми травмами.
Когда люди усваивают новую информацию, им нередко трудно применить то, что они уже знают, к ситуациям, отличным от тех, в которых знания приобретались. Нитш нашел, что эффективный способ обеспечить обобщение знаний о новых понятиях заключается в организации усвоения понятий в разных контекстах. Схематическое знание полезно, потому что оно позволяет нам формировать надлежащие ожидания и делать умозаключения, заполняющие пробелы в предъявляемой нам информации. Однако схематическое знание вызывает искажения памяти, если то, что мы слышим или читаем, не согласуется с этим знанием.
Тот факт, что существуют различия между схемами (сценариями) и понятиями, соответствующими отдельным словам, получил подтверждение при изучении больных с черепно-мозговыми травмами: у некоторых из них больше проблем со схематической (или «сценарной») информацией, чем с информацией, основанной на понятиях, тогда как другие демонстрируют противоположный паттерн.