Основы психологии.
Ошибки и искажения
Они делают окружающий мир более прогнозируемым, помогают лучше понять то, что мы читаем или слышим, и облегчают визуальное восприятия того, что нас окружает. Однако иногда за использование схематических знаний приходится платить определенную цену. Первым психологом, продемонстрировавшим это, был Бартлетт (Bartlett, 1932), предложивший студентам Кембриджского университета прочитать и потом вспомнить народную сказку североамериканских индейцев «Война духов».
Текст этой сказки, представленный в гл. 5, кажется очень странным для тех из нас, кто не знаком с культурами, весьма отличными от нашей. Бартлетт обнаружил, что запомнившаяся сказка всегда была короче, более связной и более соответствовала собственным представлениям испытуемого, чем исходный вариант. Особенно ярко это проявилось для таких сказок, как «Война духов», некоторые особенности которой несовместимы с ожиданиями людей, не знакомых с культурой североамериканских индейцев.
Такие люди склонны опускать сверхъестественные аспекты и трансформировать особенности сказки, приводящие их в замешательство, в то, что более соответствует их ожиданиям. Интерпретируя полученные им результаты, Бартлетт (Bartlett, 1932) утверждал, что причиной системных ошибок и искажений, наблюдавшихся в пересказах его испытуемых, является «вторжение» их схематических знаний. Однако экспе-риментальный подход Бартлетта может быть подвергнут критике. Инструкции, которые он давал испытуемым, были весьма туманными, и он не подвергал полученные им данные никакой статистической обработке!
Однако еще больше смущает то обстоятельство, что многие искажения в пересказах, которые он наблюдал, были вызваны скорее сознательным «домысливанием», нежели реальными проблемами с памятью. Это доказали Голд и Стефенсон (Gauld & Stephenson, 1967), которые продемонстрировали, что четкие инструкции, подчеркивающие необходимость точного воспроизведения, исключали едва ли не половину ошибок, допущенных при использовании туманных инструкций Бартлетта. Несмотря на эти проблемы, основные данные, полученные Бартлеттом, были подтверждены результатами хорошо контролируемых исследований.
В частности, можно упомянуть исследование (Sulin & Dooling, 1974), которое также описано в гл. 5. В этом исследовании схематические знания испытуемых о Гитлере после длительной отсрочки (одна неделя) исказили воспоминания о том, что они читали, но не сказались на воспоминаниях по прошествии пяти минут (см. также блок 6.5).