Основы психологии.
Результаты исследований, проведенных Брэнсфордом и Джонсоном
К счастью, вам, возможно, не приходится читать много таких непонятных текстов, как этот текст о стирке одежды. Легко сделать вывод о том, что схематическое знание полезно только тогда, когда мы сталкиваемся с текстами, которые практически непонятны без такого знания, но это был бы ошибочный вывод. В действительности мы постоянно используем схематические знания для того, чтобы лучше понять практически все, что мы читаем или слышим. Рассмотрим пример, взятый из издания: Rumelhart & Ortony, 1977:
1. Мэри услышала приближающийся фургон мороженщика.
2. Она вспомнила о карманных деньгах.
3. Она опрометью бросилась в дом.
Возможно, вы, читая эти фразы, сделали разные умозаключения: Мэри хотела купить мороженого; мороженое стоит денег; дома у Мэри было немного карманных денег; до того как приедет фургон мороженщика, у Мэри было мало времени, чтобы взять их. Обратите внимание на то, что в этих трех фразах нет ни одного из этих умозаключений и мы смогли восполнить пробелы в этой истории только благодаря нашим схематическим знаниям. Читая или воспринимая на слух какой-то текст, мы, как правило, не отдаем себе отчета в том, что делаем какие-либо умозаключения, но есть неопровержимые доказательства того, что это происходит едва ли не постоянно.
В-третьих, схематические знания помогают нам воспринимать визуальные сцены. Например, Палмер (Palmer, 1975) представлял в графической форме какую- либо сцену (например, кухню), а затем на очень короткое время предъявлял фотографию объекта. Этот объект был либо приемлем с точки зрения контекста (например, каравай хлеба), либо неприемлем (например, почтовый ящик). Другие экспериментальные условия заключались в том, что вначале не предъявлялось никакой контекстуальной сцены.
Вероятность правильной идентификации объекта была наибольшей тогда, когда он был связан с контекстом; иными словами, активация схематических знаний облегчала зрительное восприятие. Наихудшие результаты были получены при ненадлежащем контексте, поскольку схематические знания, которые были активированы, не имели никакого отношения к объекту, который предъявлялся после этого. Хотя мы, как правило, не осознаем, что делаем умозаключения, читая или слушая какой-либо текст, есть неопровержимые доказательства того, что это происходит едва ли не постоянно.