Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Когда трудно понять какой-либо текст

Брэнсфорд и Джонсон (Bransford & Johnson, 1972) утверждают, что люди не могут правильно понять текст, если он написан так, что трудно идентифицировать его тему или лежащую в его основе схему. Они использовали отрывок, первая часть которого приводится ниже. Представьте себе, что вы - участник их исследований, и попытайтесь понять этот текст. «Процедура чрезвычайно проста. Начините с того, что разделите предметы на разные группы. Разумеется, может быть достаточно и одной группы, это зависит от того, насколько много в ней предметов.

Если вам нужно пойти в какое-то другое место, потому что здесь не хватает техники, это уже второй шаг. В противном случае у вас все в порядке. Важно не брать слишком много предметов. Иными словами за один раз лучше взять меньше предметов, чем слишком много. На первый взгляд это не так важно, но легко могут возникнуть затруднения» (Bransford & Johnson, 1972). Поняли ли вы, о чем говорится в этом отрывке? Испытуемые, прочитавшие текст в отсутствие названия, сочли его непонятным и вспомнили из него в среднем лишь 2,8 различных идей.

Те же испытуемые, которым предварительно сообщили название «Стирка одежды», сочли его вполне понятным и идентифицировали в среднем 5,8 идеи. Релевантное знание схемы (в данном случае - темы, которой посвящен отрывок) благотворно сказалось на запоминании, ибо облегчило понимание отрывка, поскольку название сыграло роль полезной «подсказки». Нам это известно, потому что испытуемые, узнавшие название после того, как выслушали отрывок, но до того, как должны были вспомнить его, вспомнили в среднем всего 2,6 идеи.

Схематические знания (включая и те, которые присутствуют в виде сценариев или каркасов) полезны по трем основным причинам.

Во-первых, схемы позволяют нам формировать ожидания. Например, придя в ресторан, мы рассчитываем, что нас проводят к столику, что официант или официантка принесут нам меню, что мы будем заказывать напитки и закуски и т. д. Если какое-либо одно из этих ожиданий не оправдывается, мы предпринимаем соответствующие действия. Например, если нам долго не приносят меню, мы стараемся поймать взгляд официанта или официантки.

Схемы (включая и сценарии) делают мир более предсказуемым, чем он был бы без них, потому что в большинстве случаев наши ожидания оправдываются. Иногда события, не соответствующие нашим основанным на схемах ожиданиям, именно по этой причине надолго остаются в памяти. Например, мы прекрасно запоминаем официанта, пролившего суп прямо на колени посетителя (Bower et al., 1979), или закурившего сигарету лектора (Neuschatz, Lampinen, Preston, Hawkins & Toglia, 2002).

Во-вторых, схемы играют важную роль в чтении и в восприятии текста на слух, ибо они помогают восполнять пробелы в том, что мы читаем или слушаем, и потому способствуют лучшему пониманию, а именно: они создают базу для умозаключений, которые мы делаем, когда читаем или слушаем.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум