Основы психологии.
Схемы, хранящиеся в семантической памяти
В действительности же большая часть знаний, хранящихся в семантической памяти, состоит из более крупных блоков информации. Одна из основных причин считать, что семантическая память — это нечто большее, чем совокупность простых понятий, четко сформулирована Кинтшем (Kintsch, 1980): «Семантической памяти как статичной структуры, не зависимой от контекста и от специфического использования, просто не существует».
Безусловно, понимание смысла огромного количества слов и понятий приносит нам огромную пользу. Однако одного этого совершенно недостаточно для успешного и гибкого взаимодействия с окружающим нас миром. Какая еще дополнительная информация и знания хранятся в семантической памяти? Ответ на этот вопрос, оказавший огромное влияние на дальнейшее развитие представлений о семантической памяти, дал Фредерик Бартлетт (Bartlett, 1932), активно защищавший важность того, что он назвал схемами.
Схема — это хорошо интегрированная совокупность знаний о мире, о событиях, людях или действиях (см. гл. 5). Одна из ключевых идей Бартлетта заключается в том, что на то, что мы запоминаем, сильное влияние оказывают схематические знания, которые мы уже имеем. Схемы, хранящиеся в семантической памяти, включают то, что часто называют сценариями и каркасами. Сценарии имеют дело со знаниями о событиях и о последовательности событий (Schank & Abelson, 1977).
В отличие от сценариев каркасы — это структуры знаний, имеющие отношение к какому-то аспекту мира (например, к зданиям) и содержащие зафиксированную структурированную информацию (например, здания имеют полы и стены) и свободные места для меняющейся информации (например, материал или материалы, из которых здание построено). Бауэр, Блэк и Тернер (Bower, Black & Turner, 1979) детально рассмотрели виды информации, которая, как правило, встречается в сценариях.
Они попросили участников эксперимента перечислить 20 действий, обычно совершаемых при посещении ресторана. Несмотря на то что у испытуемых был разный «ресторанный опыт», в их сценариях было много общего. Как минимум 73% участников эксперимента включили в свой сценарий выбор столика и рассаживание за ним, изучение меню, заказ, трапезу, оплату счета и уход из ресторана. Кроме того, не менее 48% отметили вход в ресторан, сообщение фамилии, на которую был заказан столик, заказ напитков, обсуждение меню, беседу, поедание салата или супа, заказ десерта, поедание десерта и оставление чаевых.