Основы психологии.
Смысл понятий CRINCH и MINGE
После этого они перешли к совершенно новому набору примеров, выбранных из социальных контекстов, отличных от тех, с которыми они имели дело раньше. Для участников группы 1 количество правильных применений понятий упало с 91% в старом контексте до 84% в новом контексте. У испытуемых из группы 2 падение оказалось гораздо более заметным: 89% в старом контексте и 67% в новом контексте.
Следовательно, если мы хотим научить понятиям, которые будут распространены на новые условия, важно предложить учащемуся большой набор примеров. К сожалению, за такой подход приходится кое-чем платить. В исследовании Нитша группа 2 относительно легко усвоила новые понятия за четыре занятия, но группа 1 столкнулась с гораздо большими трудностями, и ей потребовалась дополнительная практика.
В дальнейшем Нитш решил попытаться найти такую форму обучения, которая, обладая преимуществами разнообразного тренинга, не имела бы тех проблем, возникающих в результате предъявления слишком большого числа примеров. И он создал «гибридную» группу, которую тренировал на примерах, взятых из исходного контекста, причем на усвоение каждого понятия отводилось три занятия с разными контекстами. Эта группа сравнивалась с группой одного контекста (тренированной исключительно на примерах, взятых из исходного контекста) и с группой разных контекстов (тренированной на примерах, взятых из нескольких разных контекстов).
Затем была протестирована способность испытуемых всех трех групп использовать каждое понятие в новых социальных ситуациях. Что Нитш обнаружил? Во-первых, как и в первом исследовании, испытуемые из всех групп при тестировании в исходном контексте дали около 90% правильных ответов. Во-вторых, как и в первом исследовании, испытуемые из группы с одним и тем же контектом испытывали больше трудностей, применяя понятия в новых ситуациях, чем испытуемые из группы с разными контекстами (69 и 82% соответственно).
Новое заключалось в том, что испытуемые из «гибридной» группы показали даже лучшие результаты, чем испытуемые из группы с разными контекстами (91% правильных ответов). В-третьих, «гибридной» группе не понадобилось больше занятий, чем группе с одним контекстом. Вывод ясен: новые понятия усваиваются легче, если количество примеров ограничено, но, если мы хотим, чтобы информация приобрела общий характер, важно предоставить учащимся возможность приобрести достаточный опыт в период самого обучения.