Основы психологии.
Паттерны дефицита знаний
Таблица 6.1. Объяснение того факта, что больные с черепно-мозговыми травмами демонстрируют разные паттерны дефицита знаний о разных категориях (Cree & McRae, 2003)
Паттерн дефицита Общие свойства
Разнообразные категории, образованные живыми объектами Видимое движение, видимые части, цвет
Разнообразные категории неживых объектов
Функция, видимые части Фрукты и овощи Цвет, функция, вкус, запах
Фрукты и овощи с живыми существами
Цвет Фрукты и овощи с неживыми объектами
Функция Неодушевленные продукты питания с живыми объектами (в первую очередь фрукты и овощи)
Функция, вкус, запах
Музыкальные инструменты с живыми объектами
Звук, цвет
Авторы отмечают, что ни одна из существующих теорий не объясняет всех (или даже большинства) этих паттернов, а их подход, учитывающий многие свойства, дает такую возможность. Когда вследствие черепно-мозговой травмы уменьшаются хранящиеся знания об одном (или более) свойстве объектов, страдает семантическая память обо всех категориях, основывающаяся преимущественно на этих свойствах. Согласно подходу, учитывающему многие свойства (Cree & McRae, 2003), мозг организован так, что память о любом свойстве (например, о цвете, о движении) хранится в его отдельном участке.
Есть обоснованное доказательство в пользу этой точки зрения. Мартин и Чао проанализировали результаты, полученные с помощью методов визуализации работы мозга и свидетельствующие о том, что информация о цвете, движении и форме обрабатывается в разных зонах мозга, как правило, в зонах, соседствующих с зонами, в которых обрабатывается аналогичная информация в процессе зрительного восприятия (Martin & Chao, 2001). Подход, учитывающий многие свойства, весьма перспективен по нескольким причинам.
Во-первых, он основан на признании того факта, что большинству понятий присущи несколько свойств и что эти свойства определяют сходства и различия между категориями.
Во-вторых, этот подход позволяет объяснить разные паттерны дефицита знаний категорий, наблюдаемые у пациентов с черепномозговыми травмами.
В-третьих, он согласуется с результатами, полученными при использовании методов визуализации работы мозга, согласно которым информация о разных свойствах объектов хранится в разных зонах мозга (Martin & Chao, 2001).